. Номер работы: №35814
Автор: Юрченко Галина Николаевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
В стандартах второго поколения указано, что в результате изучены всех предметов в начальной школе у учеников будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ей реализацию (в том числе во внутреннем плане), умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение .
Входя в состав универсальных учебных действий, контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования. Система оценивания позволяет получать информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей.
Это накладывает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).
Развитию рефлексивных умений, т.е. способности контролировать свои действия отводится важная роль в обучении младших школьников.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Важный элемент самоконтроля, которому нужно учить - умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания).
Ребёнок должен научиться оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Учащиеся привыкают к тому, что их оценивают другие. У ребёнка не создаётся мотивация для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности, вызывает недоверие к объективности педагога. Ребёнок начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки.
Цель реформы в системе школьного оценивания стоит в том, чтобы сделать оценку более содержательной, объективной, дифференцированной. Для этого внедряются новые формы оценки результатов познавательной деятельности учащихся. Это позволит учителю сохранить эмоциональное здоровье детей и более эффективно формировать их знания и навыки.
Система оценивания в образовательной линии УМК «Школа 2100» выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. В начальной школе в 1 классе оценки не ставятся. Для развития самоконтроля и самооценки учитель задаёт детям вопросы: «Что нового узнал на уроке? Какие задания было трудно выполнять, а с какими справился легко?» и др. Первоклассники могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений:
· красный цвет показывает, что задания на уроке оказались слишком трудными и ученику нужна помощь;
· жёлтый свидетельствует о том, что на уроке не все задания были очень лёгкими: ученику было трудно, но он справился;
· зеленый: цвет говорит, что урок прошёл удачно, ученик справился с заданиями и доволен собой.
В последующих классах младшие школьники могут:
· адекватно оценивать свое участие в исследовании, в решении любой учебной задачи;
· оценивать уровень овладения материалом или способом действия; творчески выражать образ урока (словесно или в рисунке);
· определять и фиксировать (значками, диаграммой и др.) динамику своего продвижения в учёбе.
Обычно в учебниках нет инструментария, позволяющему проверить правильность выполненного задания, сверить свой результат с эталоном. Так учебная деятельность лишается корректирующей и мотивирующей основы. Приём сличения своего результата с эталоном становится инструментом анализа ошибки, её причины, выявления затруднений.
На современном этапе развития образования, с переходом к личностно-ориентированному образованию возникает потребность в текстах для начальной школы. Деятельностный подход предполагает сочетание в этих тестах контролирующей и развивающих функций и использование обучающего контроля. Тесты для младших школьников ориентированы не только на решение учебных задач, но и на обучение работе с текстами, накопление у него опыта выполнения таких заданий, развитие умений контролировать самого себя, находить и исправлять свои ошибки.
Тестовые задания являются для ученика не только тренировочной практической работой, требующей применения имеющихся знаний, но и объектом познания. Тестирование организует непрерывный знаний, который выполняет роль обратной связи, помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала. Одни задания организуют наблюдение языковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила. Третьи помогут установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. откроют общий способ деятельности.
В курсе русского языка в образовательной системе «Школа 2100» предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Проверка и оценивание знаний проводится по окончании определённого этапа обучения для выявления промежуточных результатов работы школьников. Самоконтроль - при введении нового материала, взаимоконтроль — в процессе его отработки, обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ, текущий контроль - при проведении контрольных работ в течение учебного года и итоговый контроль, включающий 2 этапа: переводную контрольную работу («минимум») и итоговую контрольную, работу.
Для развития самоконтроля и самооценки в упражнениях учебника
«Русский язык» (авторы Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев) указывается количество орфограмм в каждом предложении, количество слов с определённой орфограммой, а также используются тестовые задания открытого типа в рубрике «Это ты знаешь и умеешь» в учебниках. Самостоятельно выполнив эти задания, ученик может судить, насколько он готов к проверочной работе, а учитель получает возможность увидеть уровень освоения темы каждым ребёнком и скорректировать свою работу.
Тематический контроль по русскому языку включён в тетрадь на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. Вариант 1 и 2». Выполняя проверочные работы, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала - в соответствии с требованиями образовательного стандарта (необходимый уровень) и программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным - сверх программы. Целый ряд заданий предложен только на необходимом уровне, который в этих случаях является одновременно и программным, в этом состоит специфика, предмета «Русский язык». Итоговая контрольная работа предлагается только на необходимом уровне.
Самостоятельные работы носят обучающий характер. Их цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Оценку за самостоятельные работы рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ - качество работы ребёнка над собой.
Высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению контрольных работ. Целью проведения контрольных работ является контроль качества усвоения учебного материала. В отличие от самостоятельных работ контрольные работы не дорабатываются, детей следует приучать к тому, что к контрольной работе следует готовиться до неё, а не после.
В конце года дети пишут сначала переводную работу, определяющую способность к продолжению обучения в следующем классе в соответствии с государственным стандартом знаний, а затем - итоговую контрольную работу, выявляющую глубину и прочность усвоения программного материала.
Таким образом, система контроля: и оценки должна решать важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя,критически оценивать свои действия, устанавливать ошибки и находить
цуги их устранения.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт М. Просвещение, 2011.
2.Примерные программы по образовательным предметам. М. Просвещение, 2011.
3.Алексеева Л.А, Анащенкова С.В, Биболетова М.З. и др.; под ред. Ковалёвой Г.С, Логиновой О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. - М: Просвещение, 2009.
4.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. -М. Баласс, 2009.