Формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным задачам развития страны

Автор: Жавнерович Елена Алексеевна

В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остается патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в ДОУ, по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников процесс сложный, длительный и требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психические особенности дошкольника. Взрослый также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

На протяжении нескольких лет я веду работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, формировать у него такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Поэтому мною был разработан долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, рассчитанный на 3 года, целью которого является воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Для реализации цели проекта были поставлены задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

  2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

  3. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

  4. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации: герба, гимна, флага.

  5. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

В основу проекта положены принципы:

  • «Позитивный центризм» /отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста/;

  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей, интересов;

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

  • Сочетание научности и доступности исторического материала;

  • Наглядность;

  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерных возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • Профессиональная компетентность педагога;

  • Систематичность и последовательность;

  • Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов;

  • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;

  • Принцип от близкого к далекому.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Проект предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по 4 блокам: 1 блок – «Моя семья и ближайшее окружение»; 2 блок – «Детский сад – мой второй дом»; 3 блок – «Мой родной город и край»; 4 блок – «Россия – Родина моя».

Особенностью долгосрочного проекта является разработка и реализация в работе с детьми образовательных краткосрочных проектов, мини-проектов: «Семейный альбом», «Родной город», «Древо моей семьи», «Жить – Родине служить», «Наши деды надевают ордена» и др.

В проекте представлены система мероприятий, механизм реализации, оценка эффективности реализации работы. Система мероприятий включает в себя информационно-методическое обеспечение; организационное обеспечение (проведение комплекса мероприятий по военно-патриотической работе, реализация мини-проектов; организация кружка по патриотическому воспитанию «Родничок»; разработка конкретных рекомендаций по патриотическому воспитанию); материально-техническое обеспечение (подбор исторической литературы, произведений русского народного творчества, наглядного материала; подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности; дидактические игры; создание условий для проведения открытых мероприятий).

Работа построена таким образом, что родители являются равноправными участниками образовательного процесса. Они активно участвуют в создании развивающей среды в группе (центр патриотического воспитания, содержащий материалы по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой), в праздниках, конкурсах, выставках. Большой интерес у детей и родителей вызывают оформление генеалогического дерева своей семьи, создание мини-музея в группе «Слава Армии родной», участие в конкурсе «Семейные таланты», в тематических выставках поделок и рисунков, в различных праздниках и развлечениях, в совместных походах, экскурсиях.

В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как мама и папа узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

Разработанный мною проект значительно расширяет знания детей о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к малой родине и Родине-стране во всем ее многообразии культур и народов, воспитывает настоящего патриота.

Я стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и сверстников. Так как прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я.

Не следует ждать от детей взрослых проявлений любви к родному городу, краю, стране. Но, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории родного города, края, страны, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к семейным, национальным традициям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в общении, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

И в заключении я хочу обратиться ко всем взрослым:

 

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.

  • Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.

  • Расширяйте собственный кругозор.

  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

  • Читайте книги о Родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.

  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

  • Формируйте у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.

  • Закрепляйте знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.

  • Воспитывайте у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.

  • Давайте детям представление о нелегкой истории России.

  • Воспитывайте чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x