Формирование социальной грамотности подростков | Львова Юлия Сергеевна. Работа №314770
Львова Юлия Сергеевна,
учитель истории и обществознания муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Суровикино;
Аннотация. В данной статье раскрыто понятие «социальная грамотность», его сущностные характеристики. А также подробно проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу особенностей формирования социальной грамотности у подростков в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: функциональная грамотность, социальная грамотность, составляющие социальной грамотности, подросток.
Формирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации
Львова Юлия Сергеевна,
учитель истории и обществознания муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Суровикино;
Аннотация. В данной статье раскрыто понятие «социальная грамотность», его сущностные характеристики. А также подробно проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу особенностей формирования социальной грамотности у подростков в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: функциональная грамотность, социальная грамотность, составляющие социальной грамотности, подросток.
В настоящее время очень актуальной проблемой исследования является становление взрослеющие личности, на которую оказывает противоречивое влияние динамично изменяющаяся среда. Так в современном социуме от субъекта общественной жизни требуются высочайшая активность, а так же принятие ответственности за свои действия. Но если мы посмотрим с другой стороны, то увидим немного другую сторону этого вопроса. Нестабильность социальных процессов во многих сферах жизнедеятельности субъекта приумножает естественные трудности взросления. Таким образом, данная ситуация неопределенности приводит к деформации личностных смыслов и дезадаптации.
Отсюда можно заметить, что навыки и знания, которые помогают подросткам стать успешными очень быстро меняются. Поэтому в ход идет формирование новых универсальных компетенций и видов грамотности.
В связи с обновлением содержания образования, данный вопрос стал очень актуальным среди научного сообщества, а также педагогов образовательных организаций. В своих докладах ученые и практики все чаще фокусируются на метопредметных результатах, делая свои выводы о социальных навыках более последовательными и сопоставленными. Но при формировании этих ценностей, непосредственно педагогами, возникают проблемы. Они не уделяют внимания приоритетности задач социализации школьников, делая упор только на предметные знания. Это связано с масштабностью изменений, которые происходят на современном этапе развития. Данные изменения отражены в нормативных документах, таких как приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Таким образом, существует противоречие между запросами общества по поводу формирования социальной грамотности школьников и традиционным приоритетом развития предметных знаний, умений и навыков подростков.
Соответственно, целью данного исследования является определение понятия социальной грамотности и ее места в системе функциональной грамотности.
Вопросами формирования социальной грамотности младших школьников занимались П.И. Фролова, Р.Н. Бунеев, Н.Б. Пугачева, К.Г. Яковлев, А.В. Соловьева и др.
Проблема состоит в том, что само понятие «социальная грамотность», на сегодняшний день, все еще остается наименее изученным видом функциональной грамотности. Таким образом, для начала мы должны разобраться с современным пониманием этого термина.
Само понятие «грамотность» довольно давно приковывало внимание к себе многих научных деятелей нашей страны и не только.
По мнению А.А. Леонтьева, «функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении» [3].
Н.Ф. Виноградова функциональную грамотность определяет как «базовое образование личности». По ее мнению, такое образование характеризуется «готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся миром, возможностью решать учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения; владением разнообразными рефлексивными умениями» [4].
П.И. Фролова, определяя трактовку современного понятия функциональной грамотности, считала, что она уже давно выходит за рамки базовых умений-навыков (читать, писать, понимать, ориентироваться). Уже на сегодняшний день функциональная грамотность начинает охватывать наиболее обширные сферы общественной, а также культурной жизни [12]. П.И. Фролова пишет, что на данный момент происходит «попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества, а также изменяется назначение функциональной грамотности: она приобретает социально-экономическое значение»[12].
Целью данного исследования является ответ на вопрос, что представляет из себя социальная грамотность и какое место оно занимает в системе функциональной грамотности, соответственно, определяя это понятие, получаем, что «социальная грамотность» близко к пониманию педагогами процесса социализации.
Но в процессе формирования социальной грамотности нельзя обойтись без нравственных вопросов. По мнению А. Чканиковой, при ее формировании целесообразно организовывать учебные ситуации, в которых школьник обучался бы использовать собственный опыт, а также обдумывать реальные ситуации [13].
С точки зрения Д.В. Григорьева нравственное развитие точно также активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, работы, общения, но кроме того и преодоления противоречий. Этот процесс устойчивых и систематических решений, выборов волевых поступков в пользу моральных норм, процесс самоопределения, а также самоуправления в соответствии с ними [5].
В составляющее новой социальной грамотности стало входить и осознание социального контекста жизни каждого человека. Социальная грамотность очень близка к понятию гибких навыков, но это не идентичные понятия. И.Ю. Тарханова предлагает рассматривать Softskills равно как следствия формирования новой социальной грамотности [11].
Е. Гайдученко и А. Марушева определяли SoftSkills, как навыки, помогающие в короткий срок найти взаимопонимание с окружающими людьми, находить и удерживать отношения, удачно воспроизводить свои мысли, тем самым становясь отличным коммуникатором и руководителем [11].
Таким образом, в стремительно развивающимся мире, увеличивается количество коммуникаций, благодаря которым ребенок, как и взрослый, достигает результатов, получая опыт от взаимодействия с людьми. В этом помогают «гибкие навыки», так неразрывно связанные с социальной грамотностью.
Методологической базой формирования «социальная грамотность», отталкиваясь от вышеперечисленных характеристик, а также сути данного определения, являются средовой, компетентностный, личностно-ориентированный и аксиологический подходы [6].
Принцип полисубъектного взаимодействия[9] выбран главным педагогическим принципом, так как для решения большого спектра вопросов, объединенных обеспечением условий успешного формирования социальной грамотности личности, понадобится интенсивная включенная деятельность абсолютно всех учителей, а также родителей школьников в образовательно-воспитательных внеурочных мероприятиях и в обыденной внешкольной жизни подростков.
Таким образом, особенности формирования социальной грамотности строятся на готовности благополучно социализироваться в изменяющейся среде; совокупности знаний, умений и навыков, которые обеспечивают развитие и становление этой готовности. Но при формировании социально грамотной личности никуда не уйти от нравственных вопросов и формирования гибких навыков.
Список литературы
Приказ
Минпросвещения
России от 31.05.2021
N 287
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
основного общего образования"
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) / Минтруда России. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (Дата обращения: 30.01.2021).
Бунеев
, Р.Н. Понятие функциональной грамотности Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. д. А. А. Леонтьева.
–
М.:
Баласс
, 2013.
–
С. 34–36.
Виноградова
,
Н.Ф
.
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова
, Е.Э.
Кочурова,
М.И.
Кузнецова.
–
М.: Российский учебник:
Вентана
-Граф, 2018.
–
288
с.
Григорьев, Д.В. Воспитательное пространство как теоретический объект и социальный проект /
Д.В.Григорьева
// Теоретические исследования в 2001 году: Материалы научно-пр
актической конференции ИТОП РАО
/ Под ред.
Мясникова
В.А.
–
М.: ВЛАДОС, 2002.
–
С. 234-240.
Игнатенко
,
А. В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника
/
А.В.Игнатенко
// Начальная школа. –
2013.
–
№5.
–
С. 58–60.
Молокова
,
А.В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде/ А.В. Молокова // Вестник ТГПУ.
–
2019.
–
№3 – С. 18-26.
Основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pandia.org/text/78/238/3787-4.php
.
- (Дата обращения: 23
.02.202
2
)
Поздеева
,
С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместн
ого действия педагога и ребенка/ С.И. Поздеева. –
Томск
: Изд-во ТГПУ, 2013. –
168
с.
Рубцова, Н.Н. Взаимодействие преподавателей ВУЗа и образовательных организаций как фактор формирования гибких навыков будущего педагога/
Н.Н.Рубцова
,
Е.А.Руденко
// Поволжский педагогический поиск, 2021. – №4. – С. 35-42.
Тарханова,
И.Ю.Формирование
социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации [Электронный ресурс]
.
Режим
доступа
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-gramotnosti-podrostkov-v-usloviyah-obrazovatelnoy-organizatsii
- (Дата обращения: 23.02.2022)
Фролова
,
П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике
[Электронный ресурс]
.
Режим
доступа
https://cyberleninka.ru/article/n/k-
voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
(Д
ата обращения: 25.02.2022)
Чканникова
, А. 33 важных "почему". Как организовать свою жизнь, разобраться с эмоциями и выстроить отношения/
А.Чканникова
, В.И.
Шиманская
. – Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 176 с.