Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование социальной грамотности подростков | Львова Юлия Сергеевна. Работа №314770

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Львова Юлия Сергеевна,

учитель истории и обществознания муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Суровикино;

 

Аннотация. В данной статье раскрыто понятие «социальная грамотность», его сущностные характеристики. А также подробно проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу особенностей формирования социальной грамотности у подростков в условиях образовательной организации.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, социальная грамотность, составляющие социальной грамотности, подросток.

 

Формирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации

 

Львова Юлия Сергеевна,

учитель истории и обществознания муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Суровикино;

 

Аннотация. В данной статье раскрыто понятие «социальная грамотность», его сущностные характеристики. А также подробно проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу особенностей формирования социальной грамотности у подростков в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: функциональная грамотность, социальная грамотность, составляющие социальной грамотности, подросток.

 

В настоящее время очень актуальной проблемой исследования является становление взрослеющие личности, на которую оказывает противоречивое влияние динамично изменяющаяся среда. Так в современном социуме от субъекта общественной жизни требуются высочайшая активность, а так же принятие ответственности за свои действия. Но если мы посмотрим с другой стороны, то увидим немного другую сторону этого вопроса. Нестабильность социальных процессов во многих сферах жизнедеятельности субъекта приумножает естественные трудности взросления. Таким образом, данная ситуация неопределенности приводит к деформации личностных смыслов и дезадаптации.

Отсюда можно заметить, что навыки и знания, которые помогают подросткам стать успешными очень быстро меняются. Поэтому в ход идет формирование новых универсальных компетенций и видов грамотности.

В связи с обновлением содержания образования, данный вопрос стал очень актуальным среди научного сообщества, а также педагогов образовательных организаций. В своих докладах ученые и практики все чаще фокусируются на метопредметных результатах, делая свои выводы о социальных навыках более последовательными и сопоставленными. Но при формировании этих ценностей, непосредственно педагогами, возникают проблемы. Они не уделяют внимания приоритетности задач социализации школьников, делая упор только на предметные знания. Это связано с масштабностью изменений, которые происходят на современном этапе развития. Данные изменения отражены в нормативных документах, таких как приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Таким образом, существует противоречие между запросами общества по поводу формирования социальной грамотности школьников и традиционным приоритетом развития предметных знаний, умений и навыков подростков.

Соответственно, целью данного исследования является определение понятия социальной грамотности и ее места в системе функциональной грамотности.

Вопросами формирования социальной грамотности младших школьников занимались П.И. Фролова, Р.Н. Бунеев, Н.Б. Пугачева, К.Г. Яковлев, А.В. Соловьева и др.

Проблема состоит в том, что само понятие «социальная грамотность», на сегодняшний день, все еще остается наименее изученным видом функциональной грамотности. Таким образом, для начала мы должны разобраться с современным пониманием этого термина.

Само понятие «грамотность» довольно давно приковывало внимание к себе многих научных деятелей нашей страны и не только.

По мнению А.А. Леонтьева, «функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении» [3].

Н.Ф. Виноградова функциональную грамотность определяет как «базовое образование личности». По ее мнению, такое образование характеризуется «готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся миром, возможностью решать учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения; владением разнообразными рефлексивными умениями» [4].

П.И. Фролова, определяя трактовку современного понятия функциональной грамотности, считала, что она уже давно выходит за рамки базовых умений-навыков (читать, писать, понимать, ориентироваться). Уже на сегодняшний день функциональная грамотность начинает охватывать наиболее обширные сферы общественной, а также культурной жизни [12]. П.И. Фролова пишет, что на данный момент происходит «попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества, а также изменяется назначение функциональной грамотности: она приобретает социально-экономическое значение»[12].

Целью данного исследования является ответ на вопрос, что представляет из себя социальная грамотность и какое место оно занимает в системе функциональной грамотности, соответственно, определяя это понятие, получаем, что «социальная грамотность» близко к пониманию педагогами процесса социализации.

Но в процессе формирования социальной грамотности нельзя обойтись без нравственных вопросов. По мнению А. Чканиковой, при ее формировании целесообразно организовывать учебные ситуации, в которых школьник обучался бы использовать собственный опыт, а также обдумывать реальные ситуации [13].

С точки зрения Д.В. Григорьева нравственное развитие точно также активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, работы, общения, но кроме того и преодоления противоречий. Этот процесс устойчивых и систематических решений, выборов волевых поступков в пользу моральных норм, процесс самоопределения, а также самоуправления в соответствии с ними [5].

В составляющее новой социальной грамотности стало входить и осознание социального контекста жизни каждого человека. Социальная грамотность очень близка к понятию гибких навыков, но это не идентичные понятия. И.Ю. Тарханова предлагает рассматривать Softskills равно как следствия формирования новой социальной грамотности [11].

Е. Гайдученко и А. Марушева определяли SoftSkills, как навыки, помогающие в короткий срок найти взаимопонимание с окружающими людьми, находить и удерживать отношения, удачно воспроизводить свои мысли, тем самым становясь отличным коммуникатором и руководителем [11].

Таким образом, в стремительно развивающимся мире, увеличивается количество коммуникаций, благодаря которым ребенок, как и взрослый, достигает результатов, получая опыт от взаимодействия с людьми. В этом помогают «гибкие навыки», так неразрывно связанные с социальной грамотностью.

Методологической базой формирования «социальная грамотность», отталкиваясь от вышеперечисленных характеристик, а также сути данного определения, являются средовой, компетентностный, личностно-ориентированный и аксиологический подходы [6].

Принцип полисубъектного взаимодействия[9] выбран главным педагогическим принципом, так как для решения большого спектра вопросов, объединенных обеспечением условий успешного формирования социальной грамотности личности, понадобится интенсивная включенная деятельность абсолютно всех учителей, а также родителей школьников в образовательно-воспитательных внеурочных мероприятиях и в обыденной внешкольной жизни подростков.

Таким образом, особенности формирования социальной грамотности строятся на готовности благополучно социализироваться в изменяющейся среде; совокупности знаний, умений и навыков, которые обеспечивают развитие и становление этой готовности. Но при формировании социально грамотной личности никуда не уйти от нравственных вопросов и формирования гибких навыков.

 

 

Список литературы

Приказ

Минпросвещения

России от 31.05.2021

N 287

"Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта

основного общего образования"

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) / Минтруда России. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (Дата обращения: 30.01.2021).

Бунеев

, Р.Н. Понятие функциональной грамотности Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. д. А. А. Леонтьева.

М.:

Баласс

, 2013.

С. 34–36.

Виноградова

,

Н.Ф

.

Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова

, Е.Э.

Кочурова,

М.И.

Кузнецова.

М.: Российский учебник:

Вентана

-Граф, 2018.

288

с.

Григорьев, Д.В. Воспитательное пространство как теоретический объект и социальный проект /

Д.В.Григорьева

// Теоретические исследования в 2001 году: Материалы научно-пр

актической конференции ИТОП РАО

/ Под ред.

Мясникова

В.А.

М.: ВЛАДОС, 2002.

С. 234-240.

Игнатенко

,

А. В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника

/

А.В.Игнатенко

// Начальная школа. –

2013.

№5.

С. 58–60.

Молокова

,

А.В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде/ А.В. Молокова // Вестник ТГПУ.

2019.

№3 – С. 18-26.

Основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://pandia.org/text/78/238/3787-4.php

.

- (Дата обращения: 23

.02.202

2

)

Поздеева

,

С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместн

ого действия педагога и ребенка/ С.И. Поздеева. –

Томск

: Изд-во ТГПУ, 2013. –

168

с.

Рубцова, Н.Н. Взаимодействие преподавателей ВУЗа и образовательных организаций как фактор формирования гибких навыков будущего педагога/

Н.Н.Рубцова

,

Е.А.Руденко

// Поволжский педагогический поиск, 2021. – №4. – С. 35-42.

Тарханова,

И.Ю.Формирование

социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации [Электронный ресурс]

.

Режим

доступа

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-gramotnosti-podrostkov-v-usloviyah-obrazovatelnoy-organizatsii

- (Дата обращения: 23.02.2022)

Фролова

,

П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике

[Электронный ресурс]

.

Режим

доступа

https://cyberleninka.ru/article/n/k-

voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike

ата обращения: 25.02.2022)

Чканникова

, А. 33 важных "почему". Как организовать свою жизнь, разобраться с эмоциями и выстроить отношения/

А.Чканникова

, В.И.

Шиманская

. – Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 176 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×