Статья «Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни через игровые технологи» . Автор: Семенова Эльвира Андреевна

Автор: Семенова Эльвира Андреевна
Все о познавательно-исследовательской деятельности у дете дошкольного возраста


Автор: Семенова Эльвира Андреевна

Газета «Всё обо Всём»Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возрастаРедактор: Семенова Эльвира Андреевна2019г. Редактор :Серышева И.А. 2019г.ИГРА-ВИКТОРИНА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Стр.15ВСЁ О ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» Стр.2ПОПУЛЯРНЫЕ ИГРЫ в.в.вОСКОБОВИЧА Стр.6ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА Стр.16ИНТЕРЕСНОЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Стр.13\

Всё о технологии В.В.Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры»

Технология решает следующие задачи:

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный предмет под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

6. Построение образовательной деятельности, способствующей интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

 

 

Основные принципы технологии

Методика «Сказочные лабиринты игры» представляет собой поэтапное включение ребёнка в авторские развивающие игры с постепенным усложнением образовательного материала. Центром игрового пространства является «Фиолетовый лес», который может быть нарисованным или сделанным из картона, ткани и других материалов. Цвет выбран неслучайно, он создаёт мистическую, таинственную атмосферу. Лес населён сказочными персонажами, которых объединяет сказка.

 

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры»- это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

 

 

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей. Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

 

 

Творчество

Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие. Данный комплект полностью удовлетворяет требованиям ФГОС ДО к созданию развивающей предметно-пространственной среды: содержательно-насыщенный, трансформируемый, вариативный, доступный, безопасный.

 

Способы реализации технологии

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Результаты

Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего >средний интеллект; норма > высокий; очень высокий > превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти - шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий урове нь развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Популярные игры В.В.Воскобовича

Прекрасное многофункциональное средство для проведения графических диктантов, переноса изображения по клеточкам, штриховки, дорисовки и многого другого. Уникальность «Игровизора» состоит в его многофункциональности (один лист тренажера решает несколько образов. задач), экономичности(листы с заданиями используются многократно), (неограниченное количество приложений с заданиями),возможности самоконтроля самим ребенком.

ВАЖНО: пособие создает ребенку ситуацию успеха (всегда можно исправить ошибку!

«Игровизор» + приложение

 

 

 

 

 

Волшебные превращения квадрата способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения, конструктивных умений, мелкой моторики рук. А сказка «тайна Ворона Метра» или Сказка об удивительных приключениях Квадрата» служат дополнительной игровой мотивацией, побуждающей детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата.

Квадрат Воскобовича «двухцветный + сказка»

 

Игра представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют, помогают с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу.

Игра-конструктор «Геоконт»

Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном этапе игры предлагаю вам собрать фрагменты фигур в единое целое. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».

 

Головоломка «Чудо-крестики»

 

 

Многофункциональная игра-головоломка, способствующая освоению ребенком приемов конструирования геометрических фигур, осознанию их структуры (стороны, углы, вершины, диагонали). Игра направлена на овладение алгоритмом сложения предметных форм, на развитие умения использовать условную мерку.

ВАЖНО: для усложнения игры и ее функциональности можно сделать дополнительные разрезы квадрата!

 

Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный»

 

 

Уникальное пособие Вячеслава Воскобовича. В состав комплекта входят 13 комплектов элементов + методика. Представляет собой полотно из ковролина, которое крепится к стене. На нем легко расположить остальные элементы Ларчика: зажимы, кружки, веревочки и кармашки и т.д. Ларчик Воскобовича является улучшенным подобием школьной доски. Коврограф Ларчик помогает подавать материал интересно и предоставляет свободу творчества детей и взрослых. Пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых. ВАЖНО: ребенок всегда может исправить неточности на своем игровом поле при выполнении заданий, что создает дополнительную ситуацию успеха!

Игровой комплекс коврограф «Ларчик»