Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностью отношения к жизни. | Муравьева Наталья Сергеевна. Работа №209333
Автор: Муравьева Наталья Сергеевна
Самое ценное – здоровье и жизнь вашего ребенка, поэтому в нашем МДОУ вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города мы уделяем большое внимание.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностью отношения к жизни.
В нашем городе быстро растет количество автомашин. Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.
Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.
Самое ценное – здоровье и жизнь вашего ребенка, поэтому в нашем МДОУ вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города мы уделяем большое внимание. Свою работу осуществляем в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В связи с этим, в детском саду было проведено ряд мероприятий с целью изучения состояния этого вопроса в ДОУ:
Опрос родителей (20 семей) через опросник представленный в книге О.Ю. Старцевой «Школа дорожных наук». Он показал, что родители не оказывают должного внимания проблеме ознакомления детей с ПДД. Многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения на улице.
Проведен анализ годовых и календарных планов воспитательно-образовательной работы по формированию у детей знаний о ценности жизни через ознакомление с ПДД.
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение состояния этого вопроса в практике ДОУ позволил определить цель, задачи, этапы работы.
Цель: Формирование у детей знаний о ценности жизни через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи:
Обучать детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
Формировать у детей умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их.
Воспитывать дисциплинированность и сознательность выполнения правил дорожного движения, культуры безопасного поведения в дорожно-транспортном процессе.
Обогащать представления детей о ценности жизни.
Этапы работы:
Этап - диагностический – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она поможет педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.
Этап – обучающий – расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через организацию непосредственно образовательной деятельности, беседы
с детьми, изучение правил.
Этап – закрепляющий – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности на дорогах через чтение и обсуждение произведений художественной литературы, игры, драматизации, наблюдения, экскурсии.
Условия успешного решения поставленных задач:
Профессиональная подготовка педагогов в ДОУ;
Систематическое и последовательное формирование у детей знаний о ценности жизни, о правилах поведения на дорогах и в транспорте;
Взаимосвязь ДОУ с семьей;
Учет возрастных особенностей детей;
Постепенное уточнение, расширение, дополнение знаний, сообщаемых детям;
Правовая подача материала, активизирующего познавательную и эмоциональную сферу ребенка;
Создание методической базы.
В методическом кабинете дошкольного учреждения подобраны: методическая и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного поведения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр, диафильмы, кинофильмы.
В группе созданы необходимые условия для организации данной темы. Помимо традиционных плакатов, настольных игр, сюжетных картинок, дорожных знаков, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материла и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД. Организован уголок по правилам дорожного движения, макет микрорайона. На макете можно изучать свой микрорайон, составить его план-схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги, жилые дома и общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом.
Подготовлены и подобраны дидактические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Красный, желтый, зелёный», «Островок безопасности», «Дорожные знаки», «Автогонки». Цель этих игр – обучить детей правилам перехода улицы; не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома с опорой на схемы-алгоритмы.
С целью облегчения составления связного рассказа детям даются модели, схемы, используются коллажи.
Необходимый материал постепенно накапливается в группе, где дети могут свободно использовать его в играх, закрепляя полученные раннее знания.
На участках детского сада создаются специальные автоплощадки - игровые пространства, включающие перекрестки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальные машины, велосипеды) на занятиях и в процессе игр дети знакомятся со значением некоторых дорожных знаков и с правилами движения.
Таким образом, в настоящее время коллектив нашего дорожного движения стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование; высокий уровень общей культуры на дороге. Соблюдений правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью. С этой целью необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организованных, так методических, образовательных.
Литература
Клименко, В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения\В.Р. Клименко . – М., 1973.
Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку\Ф.С. Майорова. – М., 2008
Поддубная , Л.Б. Правила дорожного движения\сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград, 2005.