Статья Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностью отношения к жизни.. Автор: Муравьева Наталья Сергеевна

Автор: Муравьева Наталья Сергеевна
            Самое ценное – здоровье и жизнь вашего ребенка, поэтому в нашем МДОУ вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города мы уделяем большое внимание. 


Автор: Муравьева Наталья Сергеевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностью отношения к жизни.

В нашем городе быстро растет количество автомашин. Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.

Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.

Самое ценное – здоровье и жизнь вашего ребенка, поэтому в нашем МДОУ вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города мы уделяем большое внимание. Свою работу осуществляем в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В связи с этим, в детском саду было проведено ряд мероприятий с целью изучения состояния этого вопроса в ДОУ:

Опрос родителей (20 семей) через опросник представленный в книге О.Ю. Старцевой «Школа дорожных наук». Он показал, что родители не оказывают должного внимания проблеме ознакомления детей с ПДД. Многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения на улице.

Проведен анализ годовых и календарных планов воспитательно-образовательной работы по формированию у детей знаний о ценности жизни через ознакомление с ПДД.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение состояния этого вопроса в практике ДОУ позволил определить цель, задачи, этапы работы.

Цель: Формирование у детей знаний о ценности жизни через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

Обучать детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

Формировать у детей умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их.

Воспитывать дисциплинированность и сознательность выполнения правил дорожного движения, культуры безопасного поведения в дорожно-транспортном процессе.

Обогащать представления детей о ценности жизни.

Этапы работы:

Этап - диагностический – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она поможет педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.

Этап – обучающий – расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через организацию непосредственно образовательной деятельности, беседы

с детьми, изучение правил.

Этап – закрепляющий – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности на дорогах через чтение и обсуждение произведений художественной литературы, игры, драматизации, наблюдения, экскурсии.

Условия успешного решения поставленных задач:

Профессиональная подготовка педагогов в ДОУ;

Систематическое и последовательное формирование у детей знаний о ценности жизни, о правилах поведения на дорогах и в транспорте;

Взаимосвязь ДОУ с семьей;

Учет возрастных особенностей детей;

Постепенное уточнение, расширение, дополнение знаний, сообщаемых детям;

Правовая подача материала, активизирующего познавательную и эмоциональную сферу ребенка;

Создание методической базы.

В методическом кабинете дошкольного учреждения подобраны: методическая и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного поведения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр, диафильмы, кинофильмы.

В группе созданы необходимые условия для организации данной темы. Помимо традиционных плакатов, настольных игр, сюжетных картинок, дорожных знаков, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материла и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД. Организован уголок по правилам дорожного движения, макет микрорайона. На макете можно изучать свой микрорайон, составить его план-схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги, жилые дома и общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом.

Подготовлены и подобраны дидактические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Красный, желтый, зелёный», «Островок безопасности», «Дорожные знаки», «Автогонки». Цель этих игр – обучить детей правилам перехода улицы; не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома с опорой на схемы-алгоритмы.

С целью облегчения составления связного рассказа детям даются модели, схемы, используются коллажи.

Необходимый материал постепенно накапливается в группе, где дети могут свободно использовать его в играх, закрепляя полученные раннее знания.

На участках детского сада создаются специальные автоплощадки - игровые пространства, включающие перекрестки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальные машины, велосипеды) на занятиях и в процессе игр дети знакомятся со значением некоторых дорожных знаков и с правилами движения.

Таким образом, в настоящее время коллектив нашего дорожного движения стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование; высокий уровень общей культуры на дороге. Соблюдений правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью. С этой целью необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организованных, так методических, образовательных.

 

 

 

Литература

Клименко, В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения\В.Р. Клименко . – М., 1973.

Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку\Ф.С. Майорова. – М., 2008

Поддубная , Л.Б. Правила дорожного движения\сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград, 2005.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x