«Формирование у обучающихся навыков выражения собственного мнения и его аргументации» ☼
Автор: Комарова Наталия Михайловна
«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (Всеобщая декларация прав человека, Статья 19)
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. (Конвенция о правах ребенка, Статья 13)
Иметь собственное мнение и уметь выражать его является важным качеством. Без этого, не возможно, считать человека личностью.
На своих занятиях, в играх, в свободной деятельности я уделяю формированию этого навыка большое внимание и постоянно работаю над его развитием. Я веду дискуссию, задаю вопросы, переубеждаю или соглашаюсь. Постепенно шаг за шагом ребенок усваивает некоторые практические приемы, начинает приводить доводы и доказательства в свою пользу, избегает скользких вопросов, не отмалчивается. К примеру, простой вопрос «Что ты об этом думаешь?» постепенно добавляет уверенности ребенку. При этом я всегда подчеркиваю важность его мнения, до конца выслушиваю детскую точку зрения.
Путями в формировании навыков собственного мнения дошкольников являются игровые занятия. Я моделирую ситуации, возникающие в социуме, и провоцирую детей на высказывание своей точки зрения по всем вопросам.
Полезной практикой для ребенка является постоянная готовность без стеснений начать общение. Для этого я вовлекаю детей в сюжетно-ролевые игры, где он сам имеет возможность расспросить продавца о понравившейся игрушке, самостоятельно обсудить с официантом свой заказ, попросить сделать желаемую прическу. Возможность без стеснения завести разговор дает дополнительную практику коммуникации.
Прекрасным средством обучения выражению собственного мнения является и художественная литература. Книги пополняют словарный запас детей, добавляют в размышления массу новых фактов, которые ребенок может использовать в выражении собственного мнения. Размышления над книгой дают намного больше почвы для фантазии и возникновения собственных идей, чем, например, фильмы или мультфильмы.
Мы читаем разнообразные по жанру художественные произведения: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. (Пример) К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «У страха глаза велики», «Гуси – лебеди».
-Как поступил герой в данной ситуации?
-Как вы думаете, почему, так поступил герой (герои)?
-Посоветуйте, что надо было бы сделать?
-Как бы поступили вы, на месте этого героя?
Выражение ребенком собственного мнения неразрывно связано с его умением, аргументировано, это мнение, отстаивать. Аргументация как необходимый навык, способствует интеллектуальному развитию ребенка –переходу от простого фантазирования, через эгоцентрические установки, к объективной позиции в решении поставленной задачи.
Развивая у детей навык аргументации, я ввожу в их активный словарь следующие выражения:
- я так считаю, потому что…
- так написано в…
- чтобы это сделать, нужно…
Формируя у детей навык аргументации и выражения своего мнения полезно прививать уважительное отношение к чужой точке зрения. Уметь выслушать собеседника, понять, что чужая точка зрения тоже имеет право на существование.
Работа по формированию у воспитанников навыков выражения собственного мнения и его аргументации нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагаю детям понаблюдать за определенной ситуацией или явлением природы и выразить собственное мнение, находя нужные аргументы.
В заключении хотелось бы отметить, что имея свои собственные суждения и преодолев стеснительность, ребенок самостоятельно может двигаться по пути постижения истин. Он умело выразит свое восхищение или негодование, пусть даже на детском уровне, но сам, и это будет его собственное мнение