Формирование у старших дошкольников навыков звукового анализа и синтеза | Дмитриенко Лариса Леонидовна. Работа №206168
Автор: Дмитриенко Лариса Леонидовна
Перед тем, как приступить к работе с дошкольником по овладению навыка чтения и письма, необходимо сформировать у него навык звукового анализа и синтеза.
Формирование у старших дошкольников навыков звукового анализа и синтеза
Перед тем, как приступить к работе с дошкольником по овладению навыка чтения и письма, необходимо сформировать у него навык звукового анализа и синтеза. Ребёнок должен уметь:
- различать гласные и согласные звуки русского языка;
- выделять звуки, находящиеся в любой позиции слова;
- определять заданный звук в словах;
- определять звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- сравнивать слова по звуковому составу;
- называть общий звук в словах.
Приведем примеры заданий и упражнений для формирования навыка звукового анализа и синтеза:
Выдели первый ударный гласный звук:
утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.
Выдели последний ударный гласный звук:
игла, шары, окно, очки.
Выдели первый согласный звук:
палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.
Выдели последний согласный звук:
суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.
Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.)
Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолет, конфета, цыпленок, картошка, стол, платье, телевизор.
Лыжи, кубики, еж, петух, юбка, груша, портфель, львенок, молоток, тарелка, карандаш, скамейка, волк, клюшка, сковородка.
Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, воротничок.
Сравни слова по звуковому составу. Каким звуком отличаются слова?
Что обозначает каждое слово?
дом - ком - сом
жук - лук - сук
день - тень - пень
а) усы - осы шар - жар шаль - жаль
мак - лак - рак - бак
Маша - Саша - Даша - Паша
дочка - точка - почка - бочка
рот - кот
трава - дрова
зуб - суп
б) мишка - миска коза - коса кит - кот крыша - крыса
малина - Марина лужа - лыжа дом - дым сын – сон
Назови последовательно звуки в словах:
дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.
Определи, сколько звуков в словах:
сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.
Определи, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук:
с, а, л, н и др.:
с - мост, санки, нос
а - аист, камень, звезда
л - угол, лось, слон
н - насос, балкон, ландыш
Определи звуки:
- по твёрдости-мягкости (р-рь)
рак, рубашка, река, рама, фонарь, дверь, матрос, моряк
- по звонкости-глухости (ж-ш)
жук, шапка, машина, жираф, пиджак, шары, ежи
Назови общий звук в словах:
каша, шар, мышь
зонт, коза, узел
ключ, часы, печь
дверь, рюкзак, море…