Статья "Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы".. Автор: Пузикова Людмила Михайловна

Автор: Пузикова Людмила Михайловна
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.


Автор: Пузикова Людмила Михайловна

 

Одиннадцатые муниципальные Керековские педагогические

чтения работников образовательных организаций

Билибинского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пузикова Людмила Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ сстровное»

 

 

2018 г

 

"Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы".

«В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины

были не просто понятны,

но и стали бы целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений

и личностного счастья»

 

И.Ф.Свадковский.

Введение.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решить проблему развития личности школьника, нравственного воспитания ребенка. Когда малыш приходит в школу, он представляет мир своей семьи: взаимоотношения, привычки, поведение, уровень интеллекта, культуры. Приобретённое в семье нравственное, физическое развитие становится залогом первых его успехов.

Содержание.

Главная задача, как для меня, так и для любого классного руководителя - познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок: взаимоотношениями между членами в семье и месте ребёнка в ней, с семейными традициями. Необходимо найти пути привлечения родителей в дела школы и класса. Изучая индивидуальные особенности каждой семьи с помощью бесед, тренингов, диспутов, дискуссий, рассказываем о требованиях, предъявляемых к ребёнку в школе, о тех новых условиях, в которых он будет находиться. Создаем банк данных о каждой семье, стараемся выявить, обобщить и распространить лучший опыт семейного воспитания. Абсолютными духовно-нравственными ценностями являются: любовь, уважение, целомудрие, истина, культура, добро, вера, надежда, красота.

Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Для этого необходимо определить содержание и формы педагогического просвещения.

Из практики воспитания передовых педагогов современных образовательных учреждений, исследовательских материалов ученых и моего опыта работы можно выделить следующие приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи:

организация диагностической работы по

изучению семей;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

выявление и использова

ние в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально знач

имую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;

Рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи

Организация диагностической работы по изучению семьи.

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.)

Посещение семей учащихся и проведение бесед дома.

Огромный диагностический материал классному мне дает посещение семей школьника. При посещении семьи для меня интересна следующая информация:

Состав родителей и общие сведения о них (Ф.И.О., год рождения, образование, специальность, сфера деятельности, номер домашнего и рабочего телефона).

Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы).

Жилищные условия,

материальная обеспеченность.

Общая атмосфера, микроклимат в семье: как складываются отношения между родителями и детьми, другими членами семьи. Поэтому желательно, чтобы учитель пришел, когда дома будут взрослые.

Общий порядок в доме: есть ли у школьника

специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме радио, телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка.

Воспитательные возможности семьи

. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье.

Отношение родителей к взглядам ребенка на свои усп

ехи в учебе, поведении, перспективы будущей профессиональной деятельности. Деятельность родителей. Семейные профессии. Традиции. Самостоятельный выбор ребенка.

Совпадение взглядов семьи и школы в оценке воспитанности школьника и эффективности мер, направ

ленных на повышение его образовательного уровня, воспитанности и общего развития.

Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям. Как родители формируют познавательные интересы, организованность, настойчивость,

трудолюбие ребенка, используя его увлечения.

На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, школы, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей. Для проведения такой диагностики можно использовать карту социально-педагогического изучения семьи

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Основными формами организации педагогического просвещения являются: родительские собрания, родительский комитет, родительские советы.

Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители и, если это необходимо, ученики и классный руководитель. У родителей только тогда появляется любовь к школе и классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

Можно рекомендовать, например, следующую тематику родительских собраний:

1 класс

Младший школьный возраст и его особенности

Характеристика

физиологических особенностей младшего школьника.

Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу.

Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Как научить детей учиться

Психология обучения младшего школьника. Особенно

сть познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания.

Содержание школьного образования в начальных классах.

Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

2 класс

Воспитание нравственных

привычек и культуры поведения младших школьников.

Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.

Пример родителей – основное усвоение успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура

речи ребенка.

Учите ребенка мыслить.

Воспитание без наказания.

3 класс

Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.

Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.

Особенности нравственного воспитания детей в семье.

4 класс

Един

ство требований школы и семьи в воспитании ребенка.

Каким

растет ваш ребенок. Развитие нравственных качеств.

«Добрая семья прибавит ума, разума»

В своей практике использую совместные мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые. Эффективным в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей является применение традиционных и инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных. Я в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу, педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и детям. Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – лучше», совместные походы по родному краю, экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню, дни открытых дверей, дни именинников, праздники «Мы школьниками стали» и выпускной бал, совместные классные часы.

Таким образом становится понятным, что успешное формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей осуществляется более эффективно в условиях педагогического взаимодействия семьи и школы. Деятельность педагогического сообщества во взаимодействии с семьей при этом обретает высший статус, насыщаясь творчеством и нравственной энергией.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x