Формирование универсальных учебных действий. ☼ | Кристина Васильевна Харлаш. Работа №289349
Автор: Кристина Васильевна Харлаш
Обучение ориентировано на индивидуализацию и творческую направленность учебного процесса. Освоение образовательной программы начального общего образования - это результат развития личности ребёнка, на основе универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных). Главная задача учителя правильно организовать и выстроить учебный процесс в соответствии с личностно-ориентированной моделью обучения в рамках системно-деятельностного подхода. На первый план выдвигается овладение учебными действиями. По средствам групповой формы работы формируется навык продуктивного решения познавательных, практических, коммуникативных и иных задач.
Формирование универсальных учебных действий.
В виду современных требований ФГОС НОО обозначились новые педагогические тенденции в организации современного урока. Обучение ориентировано на индивидуализацию и творческую направленность учебного процесса.
Освоение образовательной программы начального общего образования - это результат развития личности ребёнка, на основе универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных). Главная задача учителя правильно организовать и выстроить учебный процесс в соответствии с личностно-ориентированной моделью обучения в рамках системно-деятельностного подхода.
На первый план выдвигается овладение учебными действиями. По средствам групповой формы работы формируется навык продуктивного решения познавательных, практических, коммуникативных и иных задач. Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.
Первоначально учитель подробно объясняет обучающимся цель работы в группе, комплектует группы, озвучивает задания и даёт рекомендации, контролирует ход работы, побуждает к активному поиску ответа, осуществляет оценивание работы групп.
Главная задача организовать младших школьников в учебные группы и научить выполнять учебные действия. Осуществлять групповое деление можно по жеребьевке, по конкретному списку, по самостоятельному выбору учеников. В распределении групп важно учесть количество человек (малая группа не более 4 человек), полезность однородной или разнородной группы, совмещение школьников хорошо контактирующих друг с другом.
По итогу выбранных групп распределяются организационные роли каждого члена группы. Например, руководитель группы, протоколист, хранитель времени, докладчик, наблюдатель правил и т.п.
Подготовительная работа достаточно сложна, поэтому на первом этапе надо научить отвечать на вопросы (в группе или индивидуально), постепенно усложнять задания (рамки времени), менять организационные роли ученика, обозначить сигнал начала и окончания групповой работы.
Продуктивность деятельности будит зависеть от навыка общения младших школьников, соблюдение порядка, соблюдение вежливости и дружелюбия, взаимовыручки, персональной ответственности учеников.
Таким образом, в процессе освоения формируются следующие компетентности: готовность к собственному и ответственному выбору, самообразование, формирование информационной, социальной, коммуникативной основы.
Правильная организация и регулярное применение групповой формы работы на уроках способствует формированию универсальных учебных действий, путём сознательного активного присвоения социального опыта.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; ред. А. Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Автайкина, Т.О. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. О. Автайкина, Н. А. Демчук; ред. Е. А. Нагрелли. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 94 с.