Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Автор Калашникова Оксана Юрьевна

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

 

Каждый из нас, кто отдал школе не один десяток лет и кто только начинает работать , задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы. И современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельного учиться и многократно переучиваться в течении жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.

ЦЕЛЬЮ образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

ЗАДАЧЕЙ современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствовать к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник» и др.)

Регулятивные УУД – отражают способность обучающего строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты ( цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Актуальность современного образования

В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образованном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Примеры заданий.

Математика 5 класс

Содержание учебной деятельности

Л и ч н о с т н ы е У У Д

 

Рублика ищем информацию.

1.а) Известно, что цифры 0,1,2,3,…, которые мы

используем в вычислениях, называют арабскими, но придумали их не арабы.

Кто придумал эти цифры?

б) Почему цифры 0,1,2,3,…, называют арабскими?

 

2.ΧΧΙΙ Олимпийских играх в Москве (1980г.) спортсмены СССР получили 195 медалей, из них 126 золотых и бронзовых,146 золотых и серебряных. Сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей в отдельности получили спортсмены СССР?

 

Р е г у л я т и в н ы е У У Д

1. Из нескольких монет только одна фальшивая – она легче остальных. Как с помощью чашечных весов без гирь определить фальшивую монету:

а) за одно взвешивание, если монет 3;

б) за два взвешивания, если монет 9;

в) за три взвешивания, если монет 27?

2. Тест «Найди ошибку»

Тема « Свойства вычитания натуральных чисел»

45-(25+17)=37

90-67=23

764-(264+40)=460

301-(20+20)=120

56-36-7=13

(200+67)-100=33

1200-1100-40=1060

32+13-5=40

56+8+12-26=50

75-31-9+15=50

 

 

П о з н а в а т е л ь н ы е У У Д

1. Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

 

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал?

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) Запиши это свойство в виде равенства;

в) Сравни свою запись с такой:

( a + b)*c = a*c +b*c.

Сделай вывод.

2. Докажите, что сумма всех чисел магического квадрата 3x3 делится на 3.

 

 

 

 

 

 

К о м м у н и к а т и в н ы е У У Д

1. Групповая работа- класс делится на группы по 4-5 человек. Задание- составить кроссворд по теме «Квадрат и прямоугольник». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

 

 

2. Ролевые игры. Например «Угадай, кто это?»

Каждый из участников записывает на листе бумаги свою характеристику учебной деятельности, не указывая в ней внешние данные. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Затем характеристики дополняются другими учащимися.

 

 

 

 

Патриотическое воспитание, отношение к историческим ценностям; формирование интереса к истории страны, уважение к ценностям культур других народов.

 

 

 

 

 

 

 

Составление плана и последовательности действий; волевому усилию в преодолении препятствий.

 

Обнаружить ошибку и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей знаково-символическое моделирование.

 

 

Общеучебные действия: поиск и выделение информации

Логические действия:

построение логической цепи рассуждений.

 

 

 

Действия постановки и решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Учиться познавать себя через восприятия других.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий

Личностные УУД.

Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Регулятивные УУД

Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

Помогите ребенку научиться

адекватно

оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Познавательные УУД

Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).

Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.

Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто?

Что? Почему? Зачем?

Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников,

ихинтересы

, особенности развития.

Список использованной литературы.

Асмолов

,

Г.В.

Бурменская

, И.А. Володарская и др. Формирование УУД в основной

школе. ― М

.

: Просвещение,2011

.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект./ Под ред. А.М.

Кондакова

. Кузнецова.―М.:Просвещение,2012

.

Подготовка учителя математики: Инновационные подходы

од ред. В

.Д.

Шадрикова

.―М.: Гардарики,201

2.

Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.―М.:

Просвещение,2011

.(Стандарты второго поколения)

Учебник Математика 5 класс. Никольский С.М.―М.: Просвещение 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Технологическая карта урока математики, реализующего формирование УУД

Технологическая карта урока математики для 6 класса

Автор: Надобных Елена Ивановна, учитель математики первой квалификационной категории, МБОУ «Утянская СОШ», с. Уточка, Красногвардейского района, Белгородской области.

Описание материала: предлагаю вам технологическую карту урока, реализующего формирование УУД по математике по теме «Приведение дробей к общему знаменателю» для учащихся 6 класса. Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих в 6 классах по новым стандарам.

Тема: Приведение дробей к общему знаменателю

Цель: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- ввести понятие дополнительного множителя;

- отрабатывать умения приводить дроби к новому знаменателю и находить дополнительный множитель;

- закрепить знание основного свойства дроби и умение сокращать дроби.

Развивающие:

- расширение кругозора учащихся;

- развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

- повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;

- развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету;

- развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные:

- воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;

- показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание применить на практике свои знания

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Метапредметные:

• Познавательные УУД:

- умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область;

- продолжить формирование умения находить наименьшее общее кратное;.

• Регулятивные УУД:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

• Коммуникативные УУД:

- формулировать высказывание, мнение;

- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- грамотно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные:

- приводить дроби к новому знаменателю;

- выводить понятия дополнительного множителя

- выводить правило: как привести дробь к наименьшему общему знаменателю

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Техническое обеспечение:

у учителя: учебник «Математика» 6 класс /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/

у каждого учащегося: учебник «Математика, 6 класс» /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/, тетрадь.

 

Структура и ход урока:

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

 

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1 – организационный (мотивация)

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

 

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

 

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

Учитель приветствует и проверяет готовность к уроку

 

 

 

 

Приветствуют учителя стоя.

Настраиваются на работу, проверяют, все ли приготовили, садятся

 

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Этап 2 - этап актуализации субъектного опыта учащихся

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое наименьшее общее кратное, и как его найти?

 

1.Организует беседу, выявляющую представления детей о действиях для нахождения НОК.

2. Задает устную работу на нахождение НОК (презентация)

3. Просит вспомнить основное свойство дроби

4. Вопрос, а можно ли привести дробь 7/6 к знаменателю 36, что для этого надо сделать?

4. Просит назвать цели урока.

 

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают нахождение НОК

Вспоминают основное свойство дроби,

Приводят дробь 7/6 к знаменателю 36

Выдвигают предположения о теме и целях урока.

 

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Выделять существенную информацию из текста ребуса.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

 

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

 

физкультминутка

Этап 3 – восприятие и осмысление нового материала

Ребята, очень часто нам приходится применять знания для нахождения общего знаменателя двух и более дробей.

Что для этого нам надо знать?

1.

Организует обсуждение темы

2. Делит класс на группы по 2 человека

2. При необходимости корректирует результаты работы группы экспертов.

4. Задает вопросы:

Какое число называют дополнительным множителем? Как привести дробь к новому знаменателю?

Что надо сделать чтобы привести дробь к общему знаменателю?

3. Оценивает (выставляет отметки) по

 

 

 

результатам

1. Групповое – обсуждение и выведение правила приведения дробей к общему знаменателю.

2. Группа которая первая справилась представляет правило приведения дробей к общему знаменателю у доски. Отвечают на вопросы учителя

 

Доказывать, аргументировать свою точку зрения

 

Все остальные обучающиеся выслушивают выступающую группу

 

Класс: понимать на слух ответы обучающихся.

Эксперты:

• осознано приводят дробь к новому знаменателю, находят наименьший общий знаменатель у двух и более дробей, объясняют алгоритм приведения дробей к наименьшему общему знаменателю

• рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемы

 

х действий)

В ходе заслушивания выступления группы остальные школьники контролируют правильность и понятность ответов.

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют выступления.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обнаруживать отклонения от эталона.

Осуществлять взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Этап 4 - первичной проверки понимания изученного

 

Открываем учебник на странице 45, и попробуем используя наши с вами знания выполнить устно № 275

 

Организует устную фронтальную работу по учебнику № 275,

№ 279, стр 45

 

Обучающиеся отвечают устно фронтально решают № 275, № 279

Уметь осуществлять анализ выполненных заданий.

 

Читают и выполняют задания, делают выводы.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

 

Самоконтроль выполнения задания

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

Этап 5 - первичное закрепления изученного

А сейчас мы с вами разделимся на группы по 2 человека и выполним в тетради №281, № 283.

Те группы которые не справляются с заданием просят у меня помощи.

 

1. Проверка полного понимания детьми как привести дроби к наименьшему общему знаменателю№ 281 (а)

2. №283

(1 ст) стр 46;

Осуществляет коррекцию и помощь нуждающимся

3.Контролирует ход выполнения заданий

работают группами по 2 человека при решении, 281, 283.

Применять правило приведения дробей к новому и общему знаменателю

Обсуждают и анализируют полученные результаты.

Озвучивают результат выполненных расчетов

Уметь применять правило для нахождения наименьшего общего знаменателя

 

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Этап 6 - подведения итогов учебного занятия

 

Учитель дает качественную характеристику класса. Оценивает работу каждого ученика.

Отвечают на поставленные вопросы

Структурирование знаний

Взаимодействие с учителем во время работы

Слушать собеседник, стоить понятные для собеседника высказывания

Взаимоконтроль

 

Этап 7 - информации о домашнем задании

Открываем дневники, записываем домашнее задание: Выучить правило приведения дробей к общему знаменателю №297 (а) № 298, №300 (1,2 столбики) стр. 48

 

Объясняет сущность домашнего задания, задания подобные заданиям классной работы

 

Задают вопросы

 

 

 

 

 

Этап 8 - рефлексии

Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше информации,  теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок.

 

Организует работу по рефлексии

-

-

Взаимодействие с учителем во время анализа

-

-

Оценка результатов работы

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x