«Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности». ☼
Автор: Абросимова Валентина Викторовна
Выступление на педсовете по теме «Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности».
Учитель начальных классов
Абросимова Валентина Викторовна.
МБОУ Мукшинская СОШ
Якшур-Бодьинского района УР
Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения и воспитательной деятельности. Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Воспитание, рассматривают не как самостоятельный вид, а как функцию свойственную любой педагогической деятельности.
Воспитанию, прежде всего, должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не просвещая.
Цель внеурочной деятельности методического объединения учителей начальных классов:
-
Создание условий для развития личности учащихся;
-
Создание условий для позитивного общения вне урока;
-
Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
-
Проявление интереса к внеклассной работе .
-
Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.
-
формированием гражданско-патриотических чувств.
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможность научиться. Например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:
Познавательных УУД:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
рефлексия.
Регулятивные УУД:
-
целеполагание;
-
планирование;
-
прогнозирование;
-
контроль;
-
коррекция;
-
оценка: умение давать оценку своим действиям;
Коммуникативные УУД:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
-
управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
-
умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.
Личностные УУД:
-
самоопределение;
-
смыслообразование;
-
умение решать проблемы планирования свободного времени.
-
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
-
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
-
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)
УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.
Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предназначение УУД:
-
обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
-
обеспечение целостности содержания образования;
-
профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план.
В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
-
социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
-
умение слушать и вступать в диалог;
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.
Регулятивные УУД:
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.
Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.
Планируемые результаты:
-
Становление самоопределения личности учащегося, развитие гражданственности, формирование внутренней позиции;
-
Развитие мотивов и смысла учебной деятельности;
-
Развитие системы ценностных ориентаций.
Формирование УУД в внеурочной деятельности:
Внеклассная деятельность начальной школы многопланова и разнообразна. По всем направлениям проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.
В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы. На некоторых мероприятиях необходимо остановиться.
Школьный этап олимпиады в этом году провели в виде интеллектуального марафона, но впредь вернемся к традиционной форме, приближенной к районному этапу, чтобы учащиеся могли осознать, что такое олимпиада.
В районном этапе олимпиады участвовали по следующим предметам: удмуртский язык - 3 место, русский язык – 4 место, математика – 8 место, конкурс чтецов по теме «Во славу подвига» участвовала Исаева Карина со стихотворением «Ботинок».жюри отметило хорошую постановку дикции. Подготовила Вахрушева Ел. Эд. По окружающему миру Исаева Карина стала победителем в номинации «Юный натуралист»), подготовила Абросимова В.В.
- научно-практические конференции: в школе проходит традиционная научно-практическая конференция отдельно от средней школы. Уже второй год в конференции принимают участие воспитанники детского сада. В конференции приняли участие 17 человек (49 % от общего числа учащихся) Темы были разнообразные: творческие проекты, историко-краеведческие, о семейных реликвиях, о природе родного края. Победители среди дошкольников: 1 место – Артамонова Сабина, 2 место – Мадьяров Роман, место – Власов Савелий.
Среди реферативно-исследовательских работ 1 место поделили Иванов Сергей (3 кл) и Исаева Карина (4 кл), 2 место – Ардашев Иван и Вахрушева Екатерина (2 кл), 3 место – Широбокова Софья (3 кл).
По защите творческих проектов 1 место заняла Широбокова Варя, 2 место – Мадьярова Ксения и 3 место - Вахрушева Юлия
- участие в различных конкурсах по предмету: Конкурсы чтецов, посвященные –70-летию со Дня Победы (победители по начальной школе: Широбоков Павел 1 кл; Ардашев Иван 2 кл.; Широбокова Софья 3 кл.) Новому году, дню Матери.
- Неделя детской литературы, заключительное мероприятие были приглашены библиотекари школьных и сельских библиотек. Самым читающим классом в этом году стал 2 класс. Самым читающим учеником стала Вахрушева Екатерина 2 кл. - (кл. рук. Первозчикова З.Г.),
- конкурсы «Ученик года». Финалисты: 2 кл. Вахрушева Ек., Ардашев Ив.; 3 кл. Иванов Сергей, Широбокова Софья, 4 кл. Исаева Карина, Мадьярова Ксения), учеником Года – 2015 стала Широбокова Софья, она же стала победителем конкурса «Мисс Веснянка»
- фестиваль солдатской песни «Салют Победа»
- районный конкурс сочинений учащихся начального звена общеобразовательных учреждений «Моя род)ословная» (4 человека,)
- районный конкурс«Флаг и герб овеянные славой» (1 человек)
- участие в районном мероприятии «Яркыт арня»,
- районный фестивале удмуртской культуры.
- районная конференция «Анай кылмес ум вунэтэ, ум вунэтэ анай кылмес», посвященная творчеству В. Широбокова. Учителями ШМО была подготовлена интересная программа для учсатников, в этом мероприятии участвовали 7 школ.
Совместные праздники с ДОУ Мукшинский д/с «ЛопшоПедуньдорынкуноын»; праздник, посвященный дню Семьи с вылазкой на природу «В семье единой»
- участвовали участие в работе РМО краеведов. Учащимися начальной школы была проведена интересная и содержательная экскурсия по музею.
- участие в школьном конкурсе стенных газет, посвященных Новому Году, 9 Мая (газеты начальных классов заняли призовые места); конкурсе рисунков к «Мифы удмуртского народа», «Салют Победа».
- участие в республиканских конкурсах «Школьное молоко» руководители Абросимова В,В. и Ившина Т.Н.,
- участие в конкурсе по правильному питанию «Путешествие во времени» Ившина Т.Н. заняла 2 место в районе.
Кроме вышеуказанных мероприятий учащиеся начальной школы примут участие во всех общешкольных мероприятиях по общешкольному плану.
В результате реализации данной программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов таких, как развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. – это становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов
духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.