Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения ☼
Автор: Белавцева Татьяна Викторовна
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.
Непременным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.
УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
ü обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
ü создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
ü обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.
Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Термин «универсальные учебные действия» (УУД):
Ø в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
Ø в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД.
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка.
3. Познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Номенклатура логических действий включает: 1)сравнение (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
2) опознание (с целью их включения в тот или иной класс);
3) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого, расчленение целого на части;
4) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
5) сериация– упорядочение объектов по выделенному основанию;
6) классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака; 7)обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
8) доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
9) подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
4. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Приёмы формирования универсальных учебных действий
Важным УУД является обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. Рекомендуются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
o найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
o уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
o поставь вопросы к данному абзацу;
o составь суждение по тексту параграфа;
o выдели ключевые слова в отрывке текста;
o расскажи по опорным словам (разверни информацию);
o заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы;
o создай таблицу (сверни информацию);
o составь план изучения темы;
o составь набор понятий темы;
o составь предложения по теме, используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если, то»;
o зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов;
o составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы:
запишите тему, выделите ключевые слова;
найдите основные разделы текста, дайте им названия;
установите взаимосвязи (стрелки, блоки);
приведите примеры.
Формирование УУД на разных этапах урока
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Пример № 1. Как вы думаете…? Какие ассоциации у вас возникают, когда ….? Что должны знать люди об…?).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
II. Совместное открытие знаний.
Пример № 2. В … году …. изучал …. Какие свойства и признаки … описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных …? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности. Пример № 3. Рассмотрите... Сравните ... В чем их отличие? Найдите … в учебнике, как называются …? Почему?
Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Пример № 4. На доске представлены модели... На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары – название и форма – получится слово, которое обозначает …(ключевое). Сопоставьте формы и их названия и составьте кластер…
Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму, умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Пример № 5. Познавательные УУД: умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Чтение текста с последующим выполнением заданий: Для чего вам могут пригодиться знания о …? Сделайте вывод о значении … и запишите его в тетрадь.
III. Самостоятельное применение знаний.
Пример № 6. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
Задание. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями.
Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
IV. Рефлексия.
Пример № 7. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте.
1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…
2. Больше всего мне понравилось…
3. Самым интересным сегодня на уроке было...
4. Самым сложным для меня сегодня было...
5. Сегодня на уроке я почувствовал...
6. Сегодня я понял...
7. Сегодня я научился...
8. Сегодня я задумался…
9. Сегодняшний урок показал мне...
10. На будущее мне надо иметь в виду...
Личностные УУД: умение оценивать усваиваемое содержание.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.