Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения

Автор: Белавцева Татьяна Викторовна

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.

              Непременным требованием  ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности. 

             УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.       

     К функциям универсальных учебных действий относятся:

ü     обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

ü      создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

ü      обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

           Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

    Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

       Универсальные учебные действия  (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно  ставить  учебные  цели,  проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам  должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.         Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.

 Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.    

    Термин «универсальные учебные действия» (УУД):

 

Ø     в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; 

Ø      в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.     

    В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД. 

1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 

-     действие смыслообразования; 

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. 

    2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  целеполагание;  планирование; прогнозирование;  контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция;  оценка. 

   3. Познавательные УУД включают:   общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Номенклатура логических действий включает:   1)сравнение (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации); 

2) опознание (с целью их включения в тот или иной класс);

3) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого, расчленение целого на части;

4) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

5) сериация– упорядочение объектов по выделенному основанию;

6) классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;   7)обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

8) доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

9) подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.        

4. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в  группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Приёмы формирования универсальных учебных действий

Важным УУД является обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. Рекомендуются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

o       найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке; 

o       уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); 

o       поставь вопросы к данному абзацу;

o       составь суждение по тексту параграфа;

o       выдели ключевые слова в отрывке текста;

o       расскажи по опорным словам (разверни информацию);

o       заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы; 

o       создай таблицу (сверни информацию); 

o       составь план изучения темы;

o       составь набор понятий темы;

o       составь предложения по теме, используя слова «так  как», «потому что», «следовательно», «если, то»;

o       зашифруй понятия темы  в символы, систему или последовательность символов; 

o       составь разные предложения с одним и тем же понятием. 

    Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы:

запишите тему, выделите ключевые слова;

найдите основные разделы текста, дайте им названия;

установите взаимосвязи (стрелки, блоки);

приведите примеры.

 

Формирование УУД на разных этапах урока

I.                   Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Пример № 1. Как вы думаете…?  Какие ассоциации у вас возникают, когда ….? Что должны знать люди об…?).  

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  

II. Совместное открытие знаний.

Пример № 2.       В … году …. изучал …. Какие свойства и признаки … описаны в рассказе?  Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных …?  Попытайтесь сформулировать тему и цели урока. 

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.            Пример № 3.  Рассмотрите... Сравните ... В чем их отличие?  Найдите … в учебнике, как называются …?  Почему?

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.     

 Пример № 4. На доске представлены модели... На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары –  название и форма – получится слово, которое обозначает …(ключевое). Сопоставьте формы и их названия и составьте кластер… 

Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму, умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Пример № 5. Познавательные УУД: умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную информацию.   

    Чтение текста с последующим выполнением заданий: Для чего вам могут пригодиться знания о …?   Сделайте вывод о значении … и запишите его в тетрадь.

III. Самостоятельное применение знаний.

Пример № 6. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.  

Задание. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями.  

 Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. 

IV. Рефлексия.

Пример № 7. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте.

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…

2. Больше всего мне понравилось…

3.  Самым интересным сегодня на уроке было...

4.  Самым сложным для меня сегодня было...

5. Сегодня на уроке я почувствовал...

6. Сегодня я понял...

7. Сегодня я научился...

8. Сегодня я задумался…

9. Сегодняшний урок показал мне...

10.  На будущее мне надо иметь в виду...

Личностные УУД: умение оценивать усваиваемое содержание.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

       Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x