Формирование здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста | Мясникова Елена Владимировна. Работа №209320
Автор: Мясникова Елена Владимировна
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Поэтому актуальным становится формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников, включающее установку на здоровый образ жизни, культуру питания, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей дошкольника. Созданная мною система работы в области формирования здоровьесберегающего поведения старших дошкольников и включает в себя заботу о физическом и психологическом здоровье детей старшего дошкольного возраста. Она предусматривает формирование у детей активной позиции в отношении собственного здоровья.
«Формирование здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей. Малоподвижный образ жизни, увеличение интеллектуальных нагрузок, экологическая ситуация, нерациональное использование свободного времени, неправильное питание, химические добавки в продуктах питания, недостаточная информированность о вредных привычках, увеличение количества семей, ведущих нездоровый образ жизни, лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В дошкольный возрастной период формируются поведенческие привычки детей, которые наряду с другими факторами, сказываются на качестве здоровья. Поэтому актуальным становится формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников, включающее установку на здоровый образ жизни, культуру питания, развитие физических, социальных и личностных потенций ребенка, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей дошкольника.
Постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать систему работы в области формирования здоровьесберегающего поведения старших дошкольников и включает в себя заботу о физическом и психологическом здоровье детей старшего дошкольного возраста. Она предусматривает формирование у детей активной позиции в отношении собственного здоровья. В старшем возрасте ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу различных действий и внести необходимые корректировки, поэтому предполагается развитие у детей осознания своего здоровьесберегающего поведения, как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению. Приобретенные знания позволят им устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями.
Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Задачи:-
дать представление о значении органов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
-
развивать самоорганизацию в двигательной деятельности;
-
формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями;
-
развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
-
развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
-
создавать психологически комфортную среду в группе;
-
обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
Моя система работы строится на следующих принципах:
-
осознанности, умения планировать свое поведение по сохранению здоровья и предвидеть его результат;
-
установления причинно-следственных связей между своим поведением и его последствиями;
-
активности и самостоятельности в оценке поведения сверстников и собственного поведения;
-
формирования здоровьесберегающего поведения в процессе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Для формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в группе создана соответствующая здоровьесберегающая среда. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в нашей группе оборудован физкультурный уголок. Для психологической разгрузки детей есть уголок для уединения. Уголок здорового образа жизни оборудован детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, детскими работами по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, санитарно - гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр и др. Одним из важных условий здоровьясбережения также является рациональная организация режима дня дошкольников.
Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу инновационных педагогических технологий. В течение дня использую различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий: ежедневная утренняя гимнастика в начале дня и бодрящая гимнастика после сна детей, дыхательная и пальчиковая гимнастики. Во время занятий актуальны физультминутки по мере утомляемости детей. В теплый период мною используется такая полезная закаливающая процедура как ходьба босиком в помещении перед сном, ходьба по «дорожкам здоровья», массажным коврикам после сна. Основой благополучия и здоровья детей является также создание благоприятного психологического климата в группе. Каждый из детей при этом защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. К ежедневным групповым традициям относится:
1.Традиция каждое утро начинать с помощью общего приветствия, настраивающего детей на совместное, комфортное проживание.
2.Приходя утром в детский сад, дети отмечают в уголке «Мое настроение» свое настроение.
3.Традиция подведения итогов дня. В конце дня дети мысленно возвращаются к прожитому дню и складывают хорошие поступки в «Копилку добрых дел».
К еженедельным традициям относятся:
1.Традиция открытия предстоящей недели. Каждая новая неделя начинается с «Утра радостных встреч» с целью снятия эмоционального напряжения у детей при переходе от дней отдыха и пребывания в семье к остановке детского сада.
2.«Минутка радостных воспоминаний».
Работу по формированию здоровьесберегающего поведения детей я строю по перспективному плану. Для каждого возраста определены познавательные занятия по следующим тематическим блокам:
-
«Как устроено тело человека».
-
«Личная гигиена».
-
«Скажи “НЕТ” вредным привычкам».
-
«Занимайся физкультурой».
-
«Соблюдай режим дня».
6. «Моё настроение».
В своей работе ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг,оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами, использую метод театрализации.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, деловые игры («Несколько секретов о самом себе», «Как построить день», «Юный кулинар», «Мы — помощники пожарных»), оздоровительные минутки («Держи осанку», «Сотвори солнце в себе», «Деревце», «Гора»), комплекс упражнений, проведение опытов, общение с природой и др.
Также одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Не отказываясь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как родительские собрания, консультации («Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Почему нужно дышать носом», «Расторможенные и агрессивные дети»), круглые столы («Что даёт участие ребенка в утренней гимнастике»), деловые игры («Пути расширения физических способностей у детей», «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье), семинары-практикумы, педагогические беседы как индивидуальные так и групповые («Формирование у детей уверенности в себе»), стараюсь использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями. Активно привлекаю родителей к совместным мероприятиям с детьми: участие мам и пап в детских праздниках («Папа, мама, я — спортивная семья», «Большие гонки», «А ну-ка, мамы», «Как папа буду сильным, как папа буду ловким»), где широко использую музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Созданная в группе система по здоровьесбережению позволяет качественно решить цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.Создавая специальные условия я добивалась повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьесберегающих факторах, формировала мотивацию к ведению здорового образа жизни самих детей и их родителей, повышала уровень практических умений и навыков ведения здорового образа жизни, о чем свидетельствуют и результаты мониторинга.