Статья Формирования социальной компетентности у детей и подростков через социальное проектирование. Автор: Мармылёва Алёна Михайловна

Автор: Мармылёва Алёна Михайловна
В статье описана актуальность и значимость социального проектирования в целом, а также затронут вопрос социального проектирования в дополнительном образовании на примере творческого объединения "Аэлита"....


Автор: Мармылёва Алёна Михайловна

Формирования социальной компетентности у детей и подростков через социальное проектирование

 

А. М. Мармылёва,

пгт Тяжинский, Кемеровская обл.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Социально-экономические перемены в стране и мире сегодня однозначно меняют характер общественной жизни человека. Связанные с этим преобразования в обществе в значительной степени опираются на использование образования как инструмента социализации личности.

Сегодня перед образованием поставлена задача - не просто вооружить молодых людей знаниями, умениями и навыками по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально - значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Необходимость и актуальность формирования социальной компетентности учащихся определялось следующим:

1. Запросы современного общества. Социальная компетентность учащихся приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, с все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет подростку общество.

2. Низкая социальная активность. Исследования показывают, что в настоящее время дети проявляют ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными видами деятельности (учебной, трудовой, игровой, продуктивной) у них ниже возрастной нормы. У учащихся отсутствует социальный опыт, в результате имеет место быть низкая социальная активность. Нынешняя ситуация такова, что школьники имеют скудный набор образцов для подражания, усвоения социального поведения.

Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства: мотивация учебной деятельности; создание ситуации успеха;

создание обстановки, вызывающей положительные эмоции; организация положительных эмоций в общении «учитель-ученик-учитель»; организация самоанализа собственной деятельности.

А перед современным педагогом стоит задача – использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих воспитанников разнообразные условия для расширения социума. Например:

участие в ученических конференциях – муниципальных, областных, региональных;

организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентации творческих и самостоятельных работ;

реализация проектной деятельности;

проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление

обу

ча

ю

щихся к самостоятельности, самореализации, успешности;

участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

Поэтому, одной классно – урочной деятельности недостаточно для формирования социальных компетентностей. Мы видим, что этот процесс выходит за пределы обучения. Гораздо больше возможностей для этого имеются во внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования.

Внеурочная работа соответствует требованиям к содержанию, целям и задачам воспитания, установленным в федеральных нормативных документах. Творческие объединения, клубные объединения, секции и другие формы организации внеурочной работы по своему содержанию, целям и задачам соответствуют социально-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития личности.

Цель дополнительного образования: обеспечить активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Формами и методами формирования социальной компетентности учащихся являются:

участие в органах самоуправления, творческих коллективах;

проведение акций гражданской и патриотической направленности;

участие в благотворительной деятельности;

тренинги социальной компетентности: дискуссии, анализ социальных ситуаций, решение ситуационных задач, ролевые и деловые игры, спич-дебаты.

Но наиболее эффективными формами считаются

проектная деятельность;

групповая деятельность.

   Сегодня в отдельную категорию проектов выделяют социальное проектирование. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями (не столько целями, сколько именно условиями) для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки учащихся:

-видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;

-нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;

-освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;

-объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;

-понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;

-осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Для педагога социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.

Социальное проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности ребенка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность школьника. Социальное проектирование следует определять, как социальное творчество. Такая деятельность помогает осваивать и усваивать такую составляющую правового государства, как права человека. И если ребенок знает права человека и умеет ими пользоваться, то, значит, он социально компетентен.

Во внеурочной форме работе хорошие результаты по формированию социальной компетентности дают социально-значимые проекты.

Вот уже 2 года учащиеся МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей», активисты объединения «Аэлита» занимаются разработкой и реализацией социально – значимых проектов. Учащиеся, разрабатывая проекты, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои

слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Хорошие результаты по формированию социальной компетентности дают социально-значимые проекты:

Социально – значимый проект «Год добрых дел». Цель проекта - формирование потребности в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает. Проект реализовался по следующим направлениям деятельности и предусматривал следующие цели:

«Забота». Организация реальной помощи тем, кто в ней нуждается (малообеспеченные семьи, инвалиды и престарелые жители Тяжинского муниципального района)

«Экология». Выявление и посильное решение экологических проблем Тяжинского муниципального района (благоустройство, озеленение, участие в экологических акциях).

«Творчество». Организация праздников, концертов, акций.

«Сохранение истории». Проведение классных часов, встреч, посвященных истории родного села.

«Безопасность на дороге». Проведение мероприятий, акций по правилам дорожного движения.

Социально - значимый проект «Свободное время подростка». Цель проекта – информированность подрастающего поколения о
пользе организованного досуга. Участвуя в данном
проекте, учащиеся активно приняли участие в различных акциях, конкурсах и мероприятиях.

Социально – значимый проект «Единство поколений».

Цель- популяризация игровой деятельности как одного из факторов социализации личности через формы добровольческого движения.

Задачи:

Провести социологический опрос среди учащихся, учителей, жителей (родители учащихся, бабушки, дедушки, студенты и т.д.) района;

В

ыпустить сборник обработанных материалов «Игры нашего двора»;

Провести районный фестиваль добровольческих инициатив «Свою историю мы пишем сами»;

По итогам реализации проекта выпустить сборник методических

материалов в

печатном и электронном виде и осветить результаты в СМИ

.

Проект «Единство поколений» состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный.

I. Подготовительный: создание добровольческих групп; разработка вопросов для социологического опроса; разработка проекта, выпуск положения о проведении мероприятий проекта «Единство поколений».

II. Основной: проведение и обработка результатов социологического опроса «Игра моего поколения», выпуск сборника «Игры нашего двора»; проведение районного фестиваля «Свою историю мы пишем сами», на фестивале отдельным блоком будут представлены игры военных лет. Каждой команде необходимо презентовать сборник «Игры нашего двора» и одну игру из своего сборника.

III. Итоговый: выпуск сборника методических материалов для старших вожатых и руководителей лагеря дневного пребывания по популяризация игровой деятельности как одного из факторов социализации личности через формы добровольческого движения; анкетирование участников проекта, освещение в СМИ (районная газета «Призыв», сайт МБОУ ДОД «ЦДО», сайт УО администрации Тяжинского муниципального района)

Эффективность данного проекта: расширение добровольческой деятельности среди старшеклассников Тяжинского района;

- оказание положительного влияния на социализацию и популяризацию ЗОЖ среди учащихся начальных классов образовательных учреждений района;

- привлечение социального и ресурсного партнерства, заинтересованность в решении проблем развития добровольческого и волонтерского движения.

Исходя из практики работы можно сделать следующие выводы:

В связи с необходимостью обновления содержания образования повышаются требования к выпускникам; недостаточно обладание знаниями, умениями и навыками, необходимо уметь решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, т.е. обладать компетентностью.

Для подростков особенно важно обладание социальной компетентностью, т.е. способностью действовать в обществе, умение полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Благодаря социальной компетентности учащийся приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания действовать в области межличностных отношений предопределяет будущий успех в жизненных ситуациях.  

 

 

 

                                          Список литературы

1.Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2.Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.

3.Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.

4.Матяш Н. В., Симоненко В. Д Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: ВентанаГрафф, 2002. – 112с.

5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:  АРКТИ, 2003. – 112 с.

6.Прохорова Л. Н., Кривова Л. И. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64с.

7.Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

8.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:  АРКТИ,   2003. – 80 с.

9.Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132.

10.Сергеева В. П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно – методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 96с.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x