Формы организации работы психолога с родителями в условиях школы

Автор: Шарафутдинова Надежда Викторовна

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, часто испытывают напряжение в эмоциональном плане по причине того, что общество не всегда не всегда готово воспринимать детей, имеющих сложности с воспитанием и развитием. Поэтому, при поступлении детей в школу, у родителей отсутствует доверие к педагогам, специалистам. У них возникают страхи, что их не понимают, что к их ребенку в школе будут относиться формально, как к ним относились до этого. Эти внутренние переживания препятствуют взаимодействию семьи и школы на первоначальном этапе вхождения ребенка в образовательный процесс.

 Таким образом, сложности взаимодействия родителей и школы наряду с классными руководителями и воспитателями призваны  разрешать школьные психологи.  Задача специальных психологов при работе с родителями – помочь принять их ребенка таким, какой он есть, научить родителей жить в полную силу, не смотря на условные ограничения. Для этого в нашем арсенале достаточно большое количество разнообразных форм работы с семьей.

Среди индивидуальных форм работы можно выделить индивидуальное консультирование родителей по различным вопросам: проблемам отношений в семье, воспитанию детей.  Родители зачастую сами инициируют встречу с психологом через классного руководителя или оставив заявку в журнале предварительной записи.

Индивидуальная беседа с родителями проводится каждый раз по завершению группового или индивидуального занятия с их детьми: родителям предоставляется информация о теме занятия, о проделанной работе, а также об успехах ребенка. Так у родителей появляется стимул для дальнейшего развития их детей. Обязательно выдаются  рекомендаций по развитию детей в домашних условиях.         

Немаловажным является в работе с родителями и психологическое просвещение. Оно осуществляется посредством стендовой информации, а также с помощью раздачи информационных буклетов и листовок с рекомендациями.

Коллективные формы работы с родителями достаточно разнообразны.  Проведение занятий для родителей совместно с их детьми помогает увидеть мне стратегию взаимодействия родителя и ребенка, а в случае, если эта стратегия неэффективна, предложить другие варианты взаимодействия. Участвуя в таких занятиях, родители могут увидеть круг возможностей своего ребенка в школьной среде, поскольку очень часто то, что ребенок выполняет в домашних условиях, более привычных для него, он не всегда может выполнить в школе. В этом родитель убеждается именно на таких занятиях, и потому может видеть, на что обратить внимание и с какими особенностями ребенка стоит поработать более углубленно.

Также среди коллективных форм работы с родителями важно отметить участие в родительских собраниях, что является одной из форм взаимодействия «психолог-родитель-классный руководитель».

Еще одной важной формой работы с родителями в нашей школе стал родительский клуб «Счастливая семья». Курируют эти встречи психологи Осетрова М.В. и Косова Н.В. Родительские клубы — мало известная и редко используемая в практике форма работы школьного психолога. На наш взгляд, это незаслуженно, поскольку родительские клубы очень эффективны в психологической работе с родителями. Они реализуют сразу несколько функций: и психологическое просвещение, и психопрофилактику, и иногда даже психологическое консультирование. Кроме того, они формируют атмосферу доверия и настоящего сотрудничества между психологами и родителями. Конечно, все это помогает сплотить родителей, педагогов и психологов.

На начальном этапе организации клуба немаловажной является задача мотивации родителей. С одной стороны, приход в клуб совершенно доброволен, с другой — психологам для более качественной работы важно, чтобы пришло как можно больше родителей. Для этого мы заранее распространяем информацию о проведении родительского клуба в форме объявления на общешкольном родительском стенде, а также на стендах в каждом классе. Считаем нелишним  лично оповестить каждого члена родительского клуба.

Большое значение в мотивации родителей имеет подбор темы клуба. Психолог должен подойти к этому вопросу очень серьезно. Важно учесть возрастные особенности и проблемы детей, актуальные вопросы, которые интересуют родителей. Необходимо также получить обратную связь у родителей о том, какие темы они хотели бы обсудить. Это можно сделать на первом заседании родительского клуба, раздав анкету или выяснив лично.

Целевая аудитория родительского клуба -  чаще всего  родители первоклассников и родители, имеющие активную позицию по отношению к школе. Что касается места проведения, то это должно быть просторное помещение желательно с большим столом для совместной работы и местом для релаксации. Условия психологических кабинетов в нашей школе позволяют проводить встречи именно там.

В работе клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются педагоги дополнительного образования, медицинский  персонал, педагог лечебной физической культуры, логопед, дефектолог, тьютор.

Подготовительная работа в организации и проведении родительского клуба является серьезным и трудоемким этапом: поиск и подбор материала, его компоновка, поиск практических упражнений и приемов для его проведения. Здесь многое зависит от творческого потенциала самих психологов, поскольку готовых планов и схем проведения таких клубов нет. Поэтому мы зачастую сами придумываем темы, приемы, упражнения, подкрепляя их своими теоретическими и практическими знаниями в области науки, привлекаем упомянутых выше специалистов.  Но эти усилия всегда окупаются теми результатами, которые приносит клуб в работе с родителями. Родительский клуб дает родителям, по их собственному выражению, «глоток свежего воздуха». Мы видим благодарных родителей и это подкрепляет необходимость дальнейшего развития Родительского клуба, а также подтверждает эффективность его работы.

   Таким образом, использование вышеописанных форм взаимодействия школьного психолога с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями, снимает эмоциональное напряжение, повышает уровень доверия родителей к школьным специалистам, а также дает возможность для повышения профессионального уровня психолога.

 Библиографический список

1.     Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия - Ярославль: Академия развития, 2002г.-160с.

2.     Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.-СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002.- 150с.

 

3.     Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. – М.: Генезис, 2008. – 160 с.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x