Формы работы по развитию коммуникативной компетентности у педагогов с семьями воспитанников детского сада. ☼
Автор: Астафьева Елена Евгеньевна
Взаимодействие педагога с родителями не простой процесс, который требует от современного воспитателя быть профессионально компетентной, эрудированной и образованной личностью, умеющей найти оптимальный вариант решения проблемы. В создании тандема «родители - педагог» главная роль принадлежит последним. Далеко не все папы и мамы отзываются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и развитию своего ребенка, и это порождает немало конфликтов.
Поэтому педагогам необходимо терпение, чтобы подобрать «ключик» к каждому родителю и целенаправленно искать пути решения трудностей взаимодействия, исключающих авторитарный стиль. К счастью большинство родителей тоже понимают, что единственно правильный и лучший выход из неприятных ситуаций состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом конструктивном сотрудничестве.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «взаимодействие педагога и родителей направлено на совершенствование психолого – педагогической культуры родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста и предполагает практико-ориентированные формы взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями» [1; 63]
Все выше сказанное послужило к идее создания семинара – практикума для педагогов «Учимся вместе понимать друг друга».
Цель семинара-практикума: формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к совершенствованию.
Задачи:
- осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
- развитие способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
- формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Семинар–практикум состоит из трех этапов: диагностический, просветительский, развивающий.
Диагностический этап включает в себя выявление уровня развития коммуникативных умений у педагога. Приступая к исследованию, мы предположили, что если воспитатель знает и понимает себя, окружающих людей, умеет конструктивно решить возникающие спорные моменты, находить способы преодоления не только своих негативных состояний, но и состояний других людей, то все это может положительно влиять на взаимоотношения педагога и родителей. Предварительно, при работе с коллегами нами использовались методика оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому и методика определения стиля в общении педагога с семьями воспитанников (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова).
В исследовании принимали участие 20 педагогов детского сада № 305 Тракторозаводского района.
Рассматривая результаты исследования характеристик коммуникации необходимо отметить, что для 35% коллег сложно вступать в общение с родителями и контакты с ними, скорее имеют формальный характер. Педагоги убеждены, что большинство родителей придирчивые и недовольные люди, которые не прислушиваются к мнению специалистов.
25% педагогов считают общение с родителями воспитанников сложное и не приятное дело и в неудачных контактах обвиняют родителей.
40% педагогов убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык» и стараются их выслушивать, проявляют терпение в общении с ними, умеют отстоять свою точку зрения, при этом, не настаивая на своем.
Результаты определения стиля общения у педагогов с родителями показали, что 25% коллег ориентированы на авторитарное общение.
40% в умеренной степени ориентированы на личностную модель общения с родителями. У 35% педагогов отмечается выраженная ориентированность на личностную конструктивную модель взаимодействия с родителями.
Просветительский этап включает в себя просвещение педагогов по вопросам коммуникативной компетенции с родителями и профилактике проблемных ситуаций в форме групповой консультации. На индивидуальной консультации педагог-психолог знакомил педагогов с результатами диагностики.
Развивающий этап включает в себя упражнения с элементами тренинга. При составлении примеров на развитие коммуникативных умений у педагогов мы ссылались на сборник О.М. Ельцовой «Практикум по профессиональной коммуникации педагогов» [2; 34-71] и С.В. Терпигорьевой «Практические семинары для педагогов» [5; 107-115]. Работы данных авторов нами изучены, игры и задания оформлены в определенной последовательности, они легли в основу развивающего этапа семинара-практикума:
а) подготовительные упражнения на установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества между коллегами, способствование лучшему овладению материалом упражнений и дальнейшему переносу такой атмосферы на родителей: «Приветствие на сегодняшний день», «Правила в группе»;
б) упражнения на познания себя и овладения практическими элементами педагогической компетентности в разных ситуациях общения с родителями: «Что я вижу за окном?», «Рисунок по инструкции», «Слушание в разных позах», «Встреча на узком мостике»;
в) упражнение на снятие напряжения: «Перебежки»
г) итоговые упражнения: «Общение с родителем», «Я сегодня узнала…, я сегодня научилась!».
Семинар – практикум рассчитан на 1,5-2 часа и проводятся в группах по 5 человек.
По завершении семинара-практикума мы провели анкетирование педагогов «Обратная связь», в которой попросили высказать мнение об эффективности семинара-практикума, как формы повышения компетентности в области общения с родителями. Полученные данные будут нами использоваться в совершенствовании дальнейших форм работы педагогов с родителями.
Результаты анкетирования показали, что 80% педагогов изъявили желание дальнейшего участия в подобных совместных встречах. Проигрывание ситуаций помогли коллегам понять и осуществить анализ позитивных и негативных сторон педагогических воздействий на родителей. Вызывает положительный эмоциональный отклик упражнение «Встреча на узком мостике» [5;17-18] где педагоги учились уступать и осуществлять индивидуальный подход друг к другу. Данное упражнение позволило коллегам активно подвигаться и сменить обстановку, так как оно проводилось в соседнем физкультурном зале. Упражнение «Слушание в разных позах» отмечено педагогами, с помощью него они проиграли различные способы конструктивного взаимодействия с родителями. Коллеги учились преодолевать психологические барьеры взаимосвязи с родителями в упражнении «Рисунок по инструкции» и сделали вывод, что эффективным является общение на одном уровне «глаза в глаза», а самое важное – они осознали собственные трудности в общении, которые можно проработать на семинаре-практикуме.
Безусловно, полученный результат это повод для дальнейшего анализа и работы. 20% педагогического состава скептически относятся к самообразованию, и меняться не собираются. А ведь успех таких встреч связан с активной позицией каждого педагога, его желанием учиться и совершенствоваться, развиваться в профессии. Ведь только так можно достигнуть мастерства в своей работе и чувствовать себя гармоничной личность. Верно, говорит древняя мудрость: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам!» [4; 70-73]
Литература:
1. Гнайкова Г.В., Корепанова М.В. Основная образовательная программа дошкольного образования // Методическое пособие, «Учитель» Волгоград, 2015 – 72 с.
2. Ельцова О.М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов «Учитель» Волгоград, 2010 – 215 с.
3. Короткова Т.В., Комарова О.А. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №3 МЦФЕР М. 2008.- 79 с.
4. Прищепа С.С., Шатверян Т.С. Сотрудничество педагога с семьей // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, «Сфера» М. № 3, 2006 – 157 с.
5. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов.// Психологическая компетентность воспитателей, «Учитель» Волгоград, 2009 – 130 с.