Формы работы по развитию коммуникативной компетентности у педагогов с семьями воспитанников детского сада.

Автор: Астафьева Елена Евгеньевна

Взаимодействие  педагога с родителями  не простой процесс, который требует от современного воспитателя быть профессионально компетентной, эрудированной и образованной личностью, умеющей найти оптимальный вариант решения проблемы.  В создании   тандема «родители - педагог»  главная  роль принадлежит последним.  Далеко не все папы и мамы  отзываются  на стремление педагогов  к сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию и развитию своего ребенка, и это порождает немало конфликтов. 

Поэтому педагогам необходимо  терпение, чтобы подобрать «ключик»  к  каждому родителю и целенаправленно  искать пути  решения трудностей взаимодействия, исключающих  авторитарный стиль. К счастью большинство родителей тоже понимают, что  единственно правильный и лучший выход из неприятных ситуаций  состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом конструктивном сотрудничестве.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования  «взаимодействие педагога и родителей направлено на совершенствование психолого – педагогической культуры  родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста и предполагает  практико-ориентированные формы взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями» [1; 63]

Все выше сказанное послужило к идее создания семинара – практикума для педагогов  «Учимся вместе  понимать друг друга».

Цель семинара-практикума: формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к совершенствованию.

Задачи:

- осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

- развитие способности педагога  адекватно, с по­зиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

- формирование умений моделировать стратегию общения с ро­дителями с позиции диалога.

Семинар–практикум состоит из трех этапов: диагностический, просветительский, развивающий.

Диагностический этап  включает в себя выявление уровня развития коммуникативных умений  у педагога.  Приступая к  исследованию, мы предположили, что  если  воспитатель  знает и понимает себя, окружающих людей, умеет  конструктивно решить   возникающие спорные моменты, находить способы  преодоления не только своих  негативных  состояний, но и состояний других людей,  то все это может положительно влиять на взаимоотношения педагога и родителей.  Предварительно,  при работе с коллегами  нами использовались  методика  оценки уровня общительности пе­дагога,  по В.Ф. Ряховскому и  методика  определения   стиля в общении педагога с семьями воспитанников (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова).

В исследовании принимали  участие  20 педагогов  детского сада  № 305 Тракторозаводского  района. 

Рассматривая результаты исследования  характеристик  коммуникации  необходимо отметить, что для 35% коллег сложно вступать в общение с родителями и контакты с ними,  скорее  имеют формальный характер. Педагоги  убеждены, что большинство родителей придирчивые и недовольные  люди, которые не прислушиваются к мнению специалистов. 

25% педагогов считают  общение с родителями  воспитанников  сложное и не приятное дело  и в неудачных контактах  обвиняют родителей.

40% педагогов убеждены, что с любым  родителем  всегда можно найти «общий язык» и  стараются их выслушивать, проявляют  терпение в общении с ними, умеют отстоять свою точку зрения, при этом, не настаивая на своем. 

Результаты  определения  стиля общения у педагогов с родителями показали, что  25%  коллег ориентированы на авторитарное общение. 

40%  в умеренной степени ориентированы на личностную модель общения с родителями.  У 35% педагогов отмечается выраженная ориентированность на личностную конструктивную модель взаимодействия с родителями.  

Просветительский этап  включает в себя  просвещение педагогов  по вопросам  коммуникативной компетенции  с родителями и профилактике проблемных ситуаций в форме групповой консультации. На индивидуальной консультации педагог-психолог знакомил  педагогов с  результатами  диагностики.

Развивающий этап включает в себя  упражнения с элементами тренинга. При составлении примеров на развитие коммуникативных  умений у  педагогов мы ссылались на сборник  О.М. Ельцовой «Практикум по профессиональной коммуникации педагогов» [2; 34-71] и С.В. Терпигорьевой «Практические семинары для педагогов» [5; 107-115].  Работы данных авторов нами изучены, игры и задания оформлены в определенной последовательности, они легли в основу развивающего этапа семинара-практикума:

 а) подготовительные упражнения на установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества между коллегами, способствование лучшему овладению материалом упражнений и дальнейшему переносу такой атмосферы на родителей: «Приветствие на сегодняшний день», «Правила в группе»;

б) упражнения на познания себя и овладения практическими элементами педагогической компетентности в разных ситуациях общения с родителями: «Что я вижу за окном?», «Рисунок по инструкции», «Слушание в разных позах», «Встреча на узком мостике»;

в) упражнение на снятие напряжения: «Перебежки»

г) итоговые упражнения: «Общение с родителем», «Я сегодня узнала…, я сегодня научилась!».

Семинар – практикум  рассчитан   на 1,5-2 часа и проводятся в группах по 5  человек.

По завершении семинара-практикума  мы провели анкетирование педагогов «Обратная связь», в  которой попросили  высказать мнение об эффективности семинара-практикума, как формы повышения компетентности в области общения с родителями. Полученные данные будут нами использоваться в совершенствовании дальнейших  форм работы педагогов с родителями. 

Результаты анкетирования показали, что 80% педагогов изъявили  желание дальнейшего  участия в подобных совместных встречах.  Проигрывание ситуаций  помогли коллегам понять и осуществить анализ позитивных и негативных сторон  педагогических воздействий на родителей.  Вызывает  положительный эмоциональный отклик  упражнение «Встреча на узком мостике» [5;17-18] где педагоги учились уступать и осуществлять индивидуальный подход  друг к другу.  Данное упражнение позволило коллегам  активно подвигаться и сменить обстановку, так как оно проводилось в соседнем физкультурном зале.  Упражнение  «Слушание в разных позах» отмечено педагогами, с помощью него они проиграли различные   способы конструктивного взаимодействия с родителями.  Коллеги учились преодолевать психологические барьеры  взаимосвязи с родителями в упражнении «Рисунок по инструкции» и сделали вывод, что эффективным является общение на одном уровне «глаза в глаза», а самое важное – они осознали собственные трудности в общении, которые можно проработать на семинаре-практикуме.

Безусловно, полученный результат это повод для дальнейшего анализа и работы.   20%  педагогического состава  скептически относятся к самообразованию, и меняться не собираются. А  ведь успех таких встреч связан с активной позицией каждого педагога, его желанием учиться и совершенствоваться, развиваться в профессии. Ведь только так можно достигнуть мастерства в своей работе и чувствовать себя гармоничной личность.  Верно, говорит древняя мудрость: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам!» [4; 70-73]

 

Литература:

1. Гнайкова Г.В., Корепанова М.В. Основная образовательная программа дошкольного образования //  Методическое пособие, «Учитель»  Волгоград, 2015 – 72 с.

2. Ельцова О.М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов «Учитель» Волгоград, 2010 – 215 с.

3. Короткова Т.В., Комарова О.А. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №3 МЦФЕР  М. 2008.- 79 с.

4. Прищепа С.С., Шатверян Т.С. Сотрудничество педагога с семьей // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, «Сфера» М.           № 3, 2006 – 157 с.

5. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов.// Психологическая компетентность воспитателей, «Учитель» Волгоград, 2009 – 130 с.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x