Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями | Галиева Рузалия Мирхатимовна. Работа №239881

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Галиева Рузалия Мирхатимовна
В статье описываются эффективные формы работы учителя-логопеда ДОУ  с родителями детей-логопатов.

Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями

выступление из опыта работы

 

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ №3 “Айсылу” г.Азнакаево РТ

высшей квалификационной категории

Галиева Рузалия Мирхатимовна

 

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и

равноответственными

участниками образовательного процесса. Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.

Актуальность определяется имеющимися противоречиями между:

ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания логопеди

ческой помощи всем нуждающимся детям со старшей группы

;

количество детей в логопедических группах превышает норм

СанПина

;

необходимостью участия родителей в коррекционной работе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия логопеда и семьи по данному направлению.

В нашей работе мы ставим целью поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей, воспитывающих детей с речевой патологией.

Данную цель мы достигаем через решение следующих задач:

оказать квалифицированную поддержку родителям;

помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;

создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Как сделать так, чтобы родитель проникся проблемами своего ребенка, чтобы из пассивного наблюдателя превратился в руководящего участника осуществляемого коррекционно-воспитательного процесса?

В нашем образовательном учреждении существует практика общения логопеда с родителями, которая взаимообогащает обе стороны. Родители являются партнерами, но их надо научить партнерству.

Свою работу с родителями я стараюсь выстроить, чередуя разные формы работы просветительской и практической направленности.

На начальном этапе в индивидуальной беседе необходимо заручиться поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе мы отмечаем сильные и слабые стороны речи ребенка, а также намечаем пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит и «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр.

Хочется отметить, что в ходе первичной беседы исключаются прямая и косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.

Родители — самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса. Для его правильного планирования нам представляется целесообразным проведение анкетирования по теме «Речевое развитие ребенка», которое позволяет выявить уровень речевых возможностей детей.

Групповые родительские собрания провожу 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. На них перед родителями я ставлю конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду.

На первом групповом собрании объясняю родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам группы (личные антипатии родителей отражаются на восприятии ребенком педагога);

проведение занятий с ребенком в разных формах вне д/сада;

принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному речевому дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, косоглазии, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.);

демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы (спросить у ребенка, чем и как он занимался; попросить ребят позвать своего сына или дочь; поинтересоваться, кто с кем дружит и т.п.)

Родители предупреждаются о том, что вопросы, которые они не могут поднять в присутствии всех родителей, можно решить индивидуально.

Обычно родителей интересуют более общие темы, такие как «Готовность к школе», «Нарушение поведения», «Причины неуспеваемости». Однако здесь же мы рассматриваем и более узкие темы: «Правильный прикус», «Как развивать фонематическое восприятие», «Профилактика нарушений голоса», «Заикание и его профилактика» и т.п.

На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, примером таких занятий являются разного рода практикумы, например практикум по проведению артикуляционной гимнастики, развитию связной речи, формированию произношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма (упражнения по развитию мелкой моторики).

Наиболее удобной формой работы с родителями являются, на мой взгляд, комбинированные занятия – лекция на определенную тему и затем, практическое занятие. Например, «Роль пальчиковых игр в развитии речи» и практикум по обучению играм на развитие мелкой моторики.

Одним из видов практикума с родителями является просмотр занятий логопеда. При этом основное внимание родителей я обращаю на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).

При проведении практикумов по формированию звукопроизношения предупреждаем родителей о том, что если ребенок, у которого звуки находятся в стадии автоматизации, начинает снова неверно произносить их, его не следует ругать за это, лучше дать возможность услышать правильный вариант.

Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке.

Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, своих проблемах. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где и как исправить прикус, нужно ли пройти консультацию у отоларинголога и т.п.), делятся опытом.

Это более сложная форма работы в плане организации. Они возможны, если уровень мотивации большинства родителей высокий, если они готовы выступить перед аудиторией (другими родителями). Конференции требуют от родителей не простого присутствия, а активного участия.

Речевые утренники провожу 2-3 раза в год. В их проведении подготовке участвуют все специалисты, работающие с детьми: логопед, педагог, который проводит кружок по театрализованной деятельности, музыкальный руководитель. Такие праздники важны, так как родители могут увидеть не только результаты труда логопеда, но и результаты своего собственного труда; порадоваться за ребенка.

Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Мы заполняем тетрадь 2-3 раза в неделю для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка.

Такая форма работы дает возможность родителям составить представления об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что – только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это связано с дальнейшей реализацией перспективного плана работы. Данная организация материала помогает нам согласовывать свою работу, решать возникающие затруднения.

Помимо разных форм работы с родителями, интересной и эффективной является организация «Логопедической школы для родителей и близких». К основным задачам такой школы относятся:

- получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;

- формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;

- оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.

На занятиях родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные упражнения, составляют схемы слов и т.д., т.е. все задания, которые предстоит выполнять их ребенку. Эти навыки помогают проконтролировать правильность выполнения ребенком задания.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны. При их реализации удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают своих детей на красивую, правильную речь.

За период обучения мы добиваемся осознания родителями важности и необходимости оказания коррекционной помощи своим детям в преодолении речевых дефектов.

Результаты партнерских отношений очевидны:

повышение уровня знаний и умений в области коррекционной работы с детьми;

повышение степени активности участия родителей в организации мероприятий ДОУ;

осознание родителями позиции первых педагогов собственных детей.

Как показывает практика, трудный путь к партнерским отношениям, к такому необходимому взаимодействию учителя-логопеда и родителей преодолим, если идти к нему целенаправленно, осознанно, организуя работу в данном направлении в системе.

При организации своей работы нам необходимо помнить, что родители – естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку. А чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него, руководствуясь таким девизом: «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ».

Таким образом, объединение усилий учителя-логопеда и родителей детей-логопатов является обязательным условием успешной коррекции речи детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения

и семьи в логопедической работе/ Е.С.Бабина//

Логопед

. -

2005

. - №

5.

Бачина

О.В.,

Самородова

Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009. – 325с.

Перчаткина Е.

М.

Сотрудничество логопеда и родителей

/Е.М.Перчаткина

// Дошкольное воспитание.

- 1998

.

-

№ 11

Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ

. –

М., 2

003. - 228с.

5. Журналы «Логопед» за 2015,2016гг.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×