«Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Автор: Колесникова Евгения Александровна

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе РФ, ст.18: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».

В "Концепции дошкольного воспитания» и "Положении о дошкольном образовательном учреждении" говорится о том, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается у детей дошкольного возраста, однако при этом ярко выделяется несоответствие между стремлением и умением общаться. Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.

Работа с родителями - это сложная и важная деятельность педагога, на этапе овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия дошкольников с окружающими людьми, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Сюда входит также помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для успешного формирования коммуникативной компетенции их ребёнка.

Следует отметить, что в присутствии родных овладение коммуникативной компетенцией происходит эффективнее, поскольку ребёнок чувствует себя более комфортно и уверенно, а также на то, что коммуникативная компетенция формируется у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

В работе с семьёй я использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе.

 

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников

Семинары, практические занятия, конференции, круглые столы, беседы, родительские собрания, консультации.

Включение

родителей

в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников

Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, праздники, развлечения, проекты, создание семейных фотоальбомов, стенгазет. Оформление группы к  тематическим неделям и  календарным праздникам.

 

 

        Семинар-практикум для родителей - форма педагогического просвещения родителей с использованием интерактивных методов, позволяющих эффективно общаться с родителями.

        С целью знакомства родителей с коммуникативными техниками «активного слушания», «я - сообщений» и предупреждения конфликтных ситуаций, отработки навыков общения был проведен семинар-практикум для родителей "Общение с ребенком в семье как диалог».      

        Сначала родителей познакомили с техникой «активного слушания», смысл которой заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку (взрослому) в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство, с правилами активного слушания и положительными результатами применения данной техники. В результате обсуждения данной техники было сделан вывод - очень важно уметь слушать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.

         Также родителей познакомили с техникой «Я-сообщения», главное правило которого - говорить о своих чувствах ребенку от первого лица, сообщать о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Завершая встречу, был сделан вывод о том, что используемые в практике семейного воспитания способы общения-диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Назначение их совсем другое - установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности.

      Одна из нетрадиционных форм включения родителей в деятельность, развитие свободного общения дошкольника со взрослыми и сверстниками является создание семейных стенгазет.

        Газета может быть создана в рамках календарно-тематической недели или важного события группы. Дети вместе с родителями отбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало сильные и положительные эмоции, обсуждают этот момент в жизни ребенка или его семьи. Вместе с воспитателем и сверстниками уже в группе оформляют газету, при этом также рассказывают об истории своей фотографии, но уже в другой ситуации и обстановке.

       Стенгазета обычно вывешивается в раздевалке доступном для детей месте, рассматривание и обсуждение может быть длительным: во время утреннего приема, сбора на прогулку, ухода домой. Причем родители являются активными участниками диалога.

      Ценность данной формы работы заключается в том, что дети учатся свободно общаться в непринужденной обстановке, возрастает речевая активность дошкольников. 

     Проектная деятельность – одна из форм сотрудничества с родителями. Участие детей и родителей в проектах дает возможность участникам проявить свое творчество в обстановке сотрудничества. В этой деятельности у ребенка есть мотив, он преследует цель, всегда немного превосходящую его наличные возможности, поиск возможных вариантов достижения цели проходит в тесном общении с окружающими людьми (родителями, педагогами, детьми и пр.)

     Общее дело сплачивает ее участников, учит пониманию и сотрудничеству, за ребенком признается право на собственный выбор и собственную позицию, дает возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность (мы-семья), а также получить новый опыт.

     Создание семейных альбомов – форма активного сотрудничества педагогов и родителей, которая является результатом календарно-тематических недель. Конечным итогом данной формы работы является развитие свободного общения и развития лексической стороны устной речи, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм.

Так, например, в рамках тематической недели «Хлеб всему голова» родителям было предложено испечь любое изделие из муки, при этом обсудить свойства муки, другие необходимые ингредиенты, этапы и последовательность их выполнения. И самое главное - результат выполненных работ, который обязательно должен быть подкреплен похвалой, так как она является одной из форм стимуляции потребности в речевом общении ребенка. Основные действия и результат труда был отражен в фотографиях. В группе ребенок, опираясь на фотографии, рассказывал о результатах своей трудовой деятельности, отвечал на вопросы детей и педагогов. Дети были очень горды своим результатом труда. В результате появился интересный альбом «Печём вместе с детьми».

Результатом тематической недели «Профессии» стало создание семейного альбома «Все профессии нужны, все профессии важны!».

Вот некоторый алгоритм создания альбома:

-   родителям раздали памятки о важности для дошкольников знаний о профессии родителей;

-   предложили выбрать фотографии;

-   рекомендовали провести беседу с ребенком о своей профессии;

-   вместе с ребенком сочинить стихотворение или рассказ;

-   самостоятельно презентовать страницы альбома перед детьми группы.

Каждую страницу о профессиях своих родителей из этого альбома ребенок презентовал самостоятельно: рассказывал стихотворение, называл основные действия и предметы труда, а главное – говорил о значимости труда мамы и папы. Дети узнали о редких профессиях, о необходимости труда взрослых. Некоторые стихи родители сочиняли сами или вместе с детьми В результате целенаправленной работы по формированию представлений старших дошкольников о труде взрослых расширились представления о профессиях родителей и других взрослых, появился интерес к познанию специфики труда своих родителей, дети чаще стали беседовать на тему будущей профессии. В работе с родителями удалось повысить их заинтересованность проблемой формирования знаний детей о профессиях, вовлечь в общую групповую деятельность, повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах ознакомления детей с трудом взрослых.

Утренники, развлечения – это форма работы с родителями, с помощью которой создается особая эмоциональная комфортная обстановка, позволяющая сблизить всех участников педагогического процесса. Во время таких форм работы дети учатся слушать других – детей и взрослых, сопереживать друг другу, тем самым повышается уровень благополучия взаимоотношений детей в группе и развиваются их коммуникативные навыков; снижается враждебность у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

 Главными результатами работы с родителями является повышение коммуникативной компетенции дошкольников и улучшение детско-родительских отношений.

Во всех формах работы с родителями и детьми создаются условия для развития коммуникативной личности – ее компетентности (языковой способности), эмоциональности, общительности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также развитие языковой способности (фонетической, лексической, грамматической стороны языка ребенка).

Повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путем создания специально-организованных условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

И если работа с родителями будет проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так тем самым создастся атмосфера взаимоуважения.

А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x