Статья Гаджеты в учебном процессе: вред или польза?. Автор: Журавлева Елена Юрьевна, Коробова Наталья Матвеевна

Автор: Журавлева Елена Юрьевна, Коробова Наталья Матвеевна
С изменениями, происходящими в современном обществе, происходят изменения российского школьника. Дети активно пользуются плодами новых современных технологий, порой, они быстрее, чем взрослые осваивают современные гаджеты - мобильники, смартфоны, айпады и беззаботно чувствуют себя в киберпространстве. Изменения обучающихся влечет за собой изменение личности учителя, совершенствование педагогического процесса, использование плодов этих самых современных технологий – различных гаджетов.  


Автор: Журавлева Елена Юрьевна, Коробова Наталья Матвеевна
Гаджеты в учебном процессе: вред или польза?
С изменениями, происходящими в современном обществе, происходят изменения российского школьника. Дети активно пользуются плодами новых современных технологий, порой, они быстрее, чем взрослые осваивают современные гаджеты - мобильники, смартфоны, айпады и беззаботно чувствуют себя в киберпространстве. Изменения обучающихся влечет за собой изменение личности учителя, совершенствование педагогического процесса, использование плодовэтих самыхсовременных технологий– различных гаджетов.
Проведя в своей школе опрос среди обучающихся 10а, 10б, 7б классов (всего 68 учащихся: 10а – 21, 10б – 28, 7б -19) по вопросу использования гаджетов, мы получили следующие данные:
Т.е. 100% опрошенных обучающихся в повседневной жизни пользуются различными гаджетами:
Количество учащихся,использующих гаджет
Гаджеты
10а класс
10б класс
7б класс
Телефон
12
21
15
Планшет
12
19
15
МР3-плеер
4
5
2
Электронная книга
2
5
4
Смартфон
10
7
3
Смарт-часы
2
1
-
Электронный браслет
-
1
-
USB гаджеты:
флешка
21
28
19
внешний жесткий диск
11
13
2
Некоторые обучающиеся гаджеты используют в процессе урока, даже когда этого не требует учебный процесс:
Делают ученики это с самыми разнообразными целями: для удобства письма (сломана рука), получить доступ к географическим картам, поиск решения заданий (аналогичных заданным учителем), поиск ответа на поставленный учителем вопрос для получения хорошей оценки.
Сегодня использование Интернета в гаджетах является частью современного общества. Для детей, быть онлайн также естественно, как дышать или спать. Поэтому использование гаджетов позволит ребятам быть, как говорят: В своей тарелке, что позволит усилить мотивацию. Учащимся легче ориентироваться в электронных учебниках, чем бумажных. В гаджетах имеется возможность увеличивать рисунки, карты, схемы, что способствует концентрации внимания. Можно отметить и то, что гаджеты повышают работоспособность учащихся, если учитель просит быстро найти ответы на поставленные вопросы, отыскать полезную информацию. Цифровые устройства дают новые возможности для общения и учебы. Например, В Контакте, где учащиеся совместно могут обсуждать задания, выполнять групповые проекты, что способствуют сплочению учащихся. Гаджеты активизируют коммуникативное взаимодействие в достижении цели урока, если цель – групповая проектная деятельность с использованием различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети идр.). У современных учеников совершенно иное развитие культуры мышления, для них жить вцифровой среде — это круто, поэтому ребята усердно постигают компьютерную грамотность, некоторые изребят втехническом смысле становятся продвинутыми пользователями. Гаджеты способствуют развитию УУД: поиск информации вСети предполагает многозадачность, дети, включенные вэтот процесс, сранних лет вырастают нацеленными наодновременное решение различных и даже нескольких задач, что сказывается на работе мозга вдругом режиме. Для современного ученика Интернет становится одним иззначимых источников социокультурного развития, выступает новым инструментом. Оценка учителя вбольшей степени сменяется самооценкой школьников, их взаимной, атакже автоматизированной оценкой. Использование видеоуроков в гаджетах, которые построены на основе психологии внимания, позволяют снять усталость учителя. Несомненно, что один планшет может заменить 5-6 учебников, то есть происходит физическая разгрузка учащихся.
Наряду с полезной информацией в Интернете может содержаться немало вредной, недостоверной, опасной, нецензурной и бесполезной информации. Также в Интернете много сайтов, которые предлагают готовые решения поставленных задач. Интернет-среда приносит вред здоровью учащихся, как физического (страдает позвоночник), так и психического, может развиваться Интернет-зависимость.
Дети срождения живут вцифровом мире. Доступность практически любой информации влюбое время сраннего возраста меняет многие важные для обучения процессы: память становится нетолько неглубокой, но икороткой (клиповое мышление). Удетей иподростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации; резко снизилась средняя продолжительность концентрации внимания. Если прежде ребенок науроке мог удерживать внимание втечение 40 минут, иэто считалось нормой, то сейчас вклассе натакую сосредоточенность способны буквально единицы.
По мнению обучающихся часть из них могли бы учиться лучше, если бы не отвлекались на гаджеты в процессе урока:
Таким образом, на уроке необходимо максимально уменьшить не запланированное учебным процессом использование гаджетов, вместе с тем необходимо их использование, как средства достижения учебной цели. На уроке целесообразно использование гаджетов в том случае, если скорость Интернета выше, чем в школьной сети; когда учитель использует интерактивное построение урока – создание собственного контента и творческих проектов. Это может быть блог или видеоблог, онлайн-газета, интернет-игра, форум и др.; если имеется необходимость замены бумажных учебников электронными при условии, что гаджеты будут без доступа в Интернет. А также гаджеты обладают идеальным инструментом дляпрезентаций, обмена контентом, видео, изображениями, их легко использовать, они визуально выразительны иудобны впереноске.
Для того, чтобы минимизировать участие гаджетов в учебном процессе как средства, провоцирующего риски для здоровья учащихся (физического, психического) необходима разработка нормативно – правовых документов. В учебный процесс необходимо ввести одногодичный курс, который бы позволил показать детям вред и пользу использования гаджетов, но вести этот курс должны не учителя информатики, а педагоги –психологи. Также на гаджетах должны быть установлены такие программы, как Интернет-цензор, чтобы хоть как-то минимизировать риски вреда для психического здоровья учащихся.
На современном уроке необходимо использование гаджетов, но не личных, а школьных. Так как использование Интернета в гаджетах это что-то вроде всемирной библиотеки. Только очень важно научить детей механизмам и основным принципам поиска информации, которое облегчит и ускорит безопасное нахождение нужной информации. Это позволяет сэкономить массу времени. Также гаджеты позволяют использовать новые технологии: виртуальный класс, массовые открытые онлайн-курсы, адаптивное обучение, облачное обучение, мобильное обучение и др.
В условиях сельской школы, где мы работаем, где гаджеты у ребят только личные, учитель не имеет возможности их использовать, кроме как использования электронных учебников или видеоуроков, которые транслируются через проектор.
Литература:
Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. №1
Крамаренко Н.С. Интернет как социально-культурное пространство жизни и развития человека // Педагогика. 2016. №3
Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. 2016. №10
Орлов А.А. Стратегия развития педагогического образования: ценности и смыслы // Педагогика. 2016. №6
Собкин В.С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. №8
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x