Статья Гармонизация мелодии. Автор: Роман Юрий Васильевич

Автор: Роман Юрий Васильевич

Тональность ее - соль минор, размер - 4/4.  Изложена мелодия в форме периода, делящего на два

предложения.  Период - неповторного строения, так  как  второе предложение  начинается  иначе, чем первое. Ритмосинтаксическая структура всего периода - объединение.


Автор: Роман Юрий Васильевич
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЛОДИИ
Пример гармонизации мелодии с применением K6/4 и D7
Дана мелодия:
Тональность ее - соль минор, размер - 4/4. Изложена мелодия в форме периода, делящего на два
предложения. Период - неповторного строения, так как второе предложение начинается иначе, чем первое. Ритмосинтаксическая структура всего периода - объединение.
Cтроение первого предложения : 2 такта + 2такта, признаком членения здесь является ритмическая повторность. Второе предложение на более мелкие части здесь не делится.
Первое предложение оканчивается половинной каденцией, которая состоит из K6/4 и доминантового трезвучия. Звук си-бемоль в 4-м такте принадлежит тоническому трезвучию однако,находясь в каденции и попадая на сильную долю такта, этот звук гармонизуется не трезвучием Т, а кадансовым секстаккордом. Следующий за ним звук ля находится на относительно сильной доле и гармонизуется доминантовым трезвучием. Таким образом, в 4-м такте в басу будет звук ре.
Точно так же в заключительной каденции, в 7-ом такте периода ,звук ре на сильной доле ,являясь звуком тонического трезвучия ,гармонизуется не Т, а К6/4. Следующий за ним звук фа-диез гармонизуется D7, который разрешается в тоническое трезвучие в 8-м такте. Из этого следует вывод:
В каденциях перед доминантовой гармонией на сильной доле такта надо брать не Т, А К6/4.
Наметим подробный план гармонизации.
В первом такте звук ре входит в тонику и в доминанту ,однако мы гармонизуем этот звук тоническим трезвучием, так как гармонизацию мелодии нужно начинать с тоники, а не с доминанты. Ми-бемоль в том же такте является терцовым тоном субдоминантового трезвучия, следовательно ,этот звук можно гармонизовать только субдоминантовым трезвучием.
Во 2-м такте звук ре надо гармонизовать только тоническим трезвучием, так как следующий за ним звук звук до требует субдоминантового трезвучия, основным тоном которого является (после доминанты, как известно ,субдоминанта не применяется).
Звук си в 3-м такте является терцовым тоном тонического трезвучия , звук до - основной тон субдоминанты . 4-й такт мы уже наметили .
В 5-м такте звуки си и до должны быть гармонизованы соответственно тоническим и субдоминантовым трезвучиями. Звук ре следует гармонизовать только тоническим трезвучием, так как в 6-м такте ми-бемоль требует субдоминантового трезвучия.
Звук ре в 6-м такте должен быть гармонизован тоническим трезвучием ,а ми-бемоль на 4-ой доле - снова субдоминантовым трезвучием. Такты 7-й и 8-й мы уже наметили.
Таким образом, определяя функцию каждого звука мелодии, совершенно необходимо все время учитывать функции соседних звуков и соблюдать правила смены аккордов.
После определения гармонических функций следует записать соответствующие им басовые звуки:
Затем записываем средние голоса. Гармонизуем мелодию сначала в тесном расположении. Соединение тоники и субдоминанты в 1-м такте гармоническое, во 2-м тоника и субдоминанта должны обязательно мелодически: так как мелодия направлена вниз ,бас следует вести на кварту вверх ,противоположно ходу мелодии (альт и тенор вместе с мелодией также пойдут вниз ).
Субдоминантовое трезвучие и К6/4 (3-й и 4-й такты) соединяются гармонически. В 5-м такте субдоминанта и тоника соединяются мелодически: мелодия направлена вверх, бас следует вести на кварту вниз. Все последующие аккорды соединяются гармонически.
Приводим гармонизацию данной мелодии в тесном расположении:
Приводим пример гармонизации этой же мелодии в широком расположении: слушаем .
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x