"Гендерная социализация дошкольников"

Автор: воспитатель Долгова Татьяна Кирилловна
 

Выступление на педчасе

Из опыта работы  по гендерной социализации дошкольников

          В ходе работы по данной проблеме мной  учитывались следующие психолого – педагогические условия эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации:

- создание гендерно - сбалансированной воспитательной среды;

- реализация парциальных программ гендерного воспитания;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;

- информационно-методическая поддержка  родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

         Учитывая, что гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО реализуется через:

1. Организацию познавательной деятельности, используя по преимуще­ству зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространст­венных умений девочек, активизация их ра­боты с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.

 2. Организацию предметно-развивающей среды предусматривающей одинаковое коли­чество игр, пособий в зонах мальчиков и де­вочек, свободный выбор зон детьми, воз­можность организации совместных игр.

3. Организацию совместной трудовой деятельности. На первых порах целесообразно созда­вать пары из мальчика и девочки для вы­полнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчики), и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самосто­ятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера.

4.Организацию игровой деятельности. Гендерный подход предполагает соответ­ствие методов руководства играми их со­держанию и специфике игровых стилей де­тей разного пола.

         Была продумана такая организация развивающей среды в группе, чтобы учитывались игровые предпочтения и мальчиков и девочек.

         1. Создание предметно – развивающей среды

      С учетом гендерного воспитания была построена предметно – пространственная развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учетом их полового признака. Например, игровая зона для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Юная рукодельница» и др. Для мальчиков : «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Будущие защитники Отечества», «Спасатели» и др. Существование разграничений данных зон не означало навязывание детям игр только с четкой гендерной направленностью. В группе также имелись игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Почта», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др.

     Учитывая цветовую гамму, детям были предложены одноразовые бумажные салфетки разных цветов и стаканчики для полоскания рта.

    В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась и дополнялась ежеквартально.

         2. Работа с детьми

         В качестве методов способствующих формированию представлений детей о различиях полов, можно использовать специально организованные проблемные ситуации, моделированные жизненно значимых ситуаций, дидактические игры, психологические игры и упражнения, игры-состязания.

     Для овладения детьми способами мужского и женского поведения можно использовать игры-занятия с куклами, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.[23]

      Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит: развитие ребенка, развиваются его действия в представлении, ребенок приобретает навыки кооперации (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

           Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушкой, потом с заместителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия. В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. Поэтому в группе были организованы сюжетно – ролевые игры. Например: : «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Будущие защитники Отечества», «Спасатели» и др.

     В качестве методов способствующих формированию представлений детей о различиях полов,  использовала также:

- Дидактические игры

Д/и «Кто что носит».Цель – находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Д/и «Наши прически».Цель – формировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение.

Д/и «Все профессии важны, все профессии нужны».Цель – закрепление знаний о мужских и женских профессиях, обратить внимание на значимость каждой профессии.

Д/и «Чем похожи наши мамы и папы?»Цель – формировать у детей  умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.

Д/и «География комнаты»Цель – развивать зрительную память. И т. д.

- Подвижные игры

Например: игра «Надень и попляши»Цель: - воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

- Игровые поединки

    Игровые поединки, где мальчик может проявить физическую силу, ощутить и соизмерить уровень своего развития в «борьбе» с партнером, - необходимый вид деятельности мальчика дошкольного возраста.И. С. Кон считал, что силовое общение мальчика со сверстником или отцом способствует негласному объединению этих людей, является первой формой проявления дружеских чувств, развивает активную жизненную позицию, формирует мужское поведение.

  Например: «Рукопашный бой»,«Бой петухов»,«Успей на свое место» и т.д. - - Проводила между мальчика «Конкурс силачей»

   Проводила между мальчиками конкурс силачей, силовые упражнения, упражнение «Раздави нар ногой», «Догони мяч» и т. д.

- Специально   организованные проблемные ситуации

    Организовывала проблемные  ситуации, с которой ежедневно сталкивались мальчики и девочки. Например. «Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих своим родителям.»

Но не только создание развивающей среды  с учетом гендерных особенностей дошкольников важно при организации педагогического процесса.

        На основании имеющихся разработок в методической литературе была составлена картотека «Фольклор с акцентом на гендер», которая может быть использована при работе с детьми,  прежде всего,  младшего дошкольного возраста, но и  с детьми  старшего дошкольного возраста тоже, так как детям всегда приятно услышать рифмованные стихи,  песенки, потешки, в которых повторяется их собственное имя или слова которого обращены непосредственно к данному ребёнку.

     Была составлена картотека игр для девочек и мальчиков, в которой представлены игры с акцентом на гендер для детей разного дошкольного возраста.

     Были проанализированы и доработаны перспективные планы работы по направлениям развития детей с учётом  дифференцированного подхода  по формированию гендерной принадлежности у детей  дошкольного возраста

Составлены интересные кроссворды про мальчиков и про девочек, которые можно использовать при проведении интегрированных занятий, совместной деятельности, вечеров досуга и развлечений.

       Разработаны авторские сценарии вечеров досуга «А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки!», «Путешествие в страну «Сказок».

         В режимных моментах гендерный подход осуществляется путём использования следующих приёмов:

- Во время утренней гимнастики воспитатель предлагает выполнить отдельные упражнения сначала девочкам,  а потом мальчикам, чтобы обратить внимание детей друг на друга. Этот прием очень стимулирует детей на качественное выполнение упражнений.

     После возвращения с прогулки в детский сад первыми проходят девочки,  а мальчики ждут и пропускают их. Это стало хорошим правилом для детей группы.

      После дневного сна мальчикам предлагается расставить модули и мебель в игровом уголке. А девочки рассаживают кукол и расставляют аккуратно посуду; пока воспитатель причесывает девочек,  мальчикам предлагается  самостоятельно взять расчески, подойти к зеркалу и красиво причесаться. Девочки отмечают,  какие красивые стали наши мальчики, а мальчики обращают внимание на красивые прически у девочек.

      Дети  помогают друг другу следить за своим внешним видом: поправляют воротнички, застегивают пуговицы (если нужна помощь), завязывают пояса на платьях и завязки на шапках.

       Различия в восприятии окружающего мира находят отражение и в художественно-творческой деятельности дошкольников, особенно в рисунках. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста составлен альбом «О себе и о тебе»,  в котором представлена подборка рисунков детей старшего дошкольного возраста на различные темы: «Моя семья», «Какой я сейчас и каким бы я хотел быть», «Мой друг», «Моя любимая игрушка», и др., что дает возможность и детям, и  педагогам,  и родителем глубже понять внутренний мир ребенка, его сознание себя как представителя определенного пола  в семье, среди других людей: взрослых и сверстников.  Альбом с фотографиями детей «Вот такие мы разные» или «О девочках и мальчиках», фотоматериалы, представленные в этом альбоме наглядно иллюстрируют, чем любят заниматься девочки и мальчики.

      С детьми был проведен день здоровья «Мы – мальчики,  мы – девочки»,  одной из основных целей которого стало: продолжать внедрение гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

    - Моделирование жизненно значимой ситуации

   Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку нужно выбрать и руководствовать ими в среде сверстников.

Например: дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Ты:

- уступишь ей свой стул;

- скажешь воспитателю;

- будешь кушать, не замечая девочки.

         3. Работа с родителями

     Проводить работу по формированию у детей гендерной идентичности только в условиях ДОУ невозможно. В решение этого вопроса необходимы усилия и родителей, причем взаимоотношения взрослых строятся с позиции сотрудничества и взаимопонимании.

     В наши дни родительская семья  по– прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т. д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания. Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.

       В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

    Вместе с тем, организация системной и научно – обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и, знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

          Целью моей работы с родителями являлась  формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

         Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начинать с формирования доверительных отношений.

    Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему «О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и « образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения, проводились и другие беседы, консультации по формированию гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей.  Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывали и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек. Кроме того, привлекала родителей  к творческой деятельности (поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.), вовлекала родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее), были проведены совместные досуги: «День матери», «День защитника Отечества», организовывали просмотр родителями различных видов деятельности с детьми.


Автор: воспитатель Долгова Татьяна Кирилловна
comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x