Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Гендерная социализация и ее значение в межличностных отношениях | Аширова Елена Алексеевна. Работа №238893

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Аширова Елена Алексеевна
     Гендерная социализация начинается с рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол малыша, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Основными аспектами социализации являются: присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть влияние среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизводства социального опыта, то есть воздействие человека на среду). В рамках гендерной социализации под присвоением мы понимаем то, что с детства ребенок усваивает, что значит быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной. Опредмечивание – это реализация на практике усвоенных гендерных схем.

Гендерная социализация и ее значение в межличностных отношениях

 

В рамках современных гендерных исследований функционируют различные толкования их центрального понятия. Так, О. Воронина выделяет три направления понимания гендера:

– гендер как социальная конструкция через механизмы социализации, разделения труда, гендерных ролей, масс-медиа, стереотипизирования;

– гендер как сеть, структура или процесс, то есть понимание гендера как стратификационной категории вместе с другими стратификационными категориями;

– гендер как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях.

При трактовке гендера как социальной конструкции исследовательский анализ направляется на воспроизводство модели социальных отношений (интерактивной или социоинституциональной). Согласно этому, гендер может конструироваться самим индивидом или базовыми социальными институтами. Гендер как социальный институт изучает Дж. Лорбер. Здесь центральное понятие – гендерная идеология – надстройка, все время отсылает к полу, оправдывая его статус-кво.

Гендерная социализация начинается с рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол малыша, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Основными аспектами социализации являются: присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть влияние среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизводства социального опыта, то есть воздействие человека на среду). В рамках гендерной социализации под присвоением мы понимаем то, что с детства ребенок усваивает, что значит быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной. Опредмечивание – это реализация на практике усвоенных гендерных схем.

С детства в каждой индивидуальности в процессе усвоения образцов реальной/мнимого поведения других формируется гендерная схема, диктующая стандарт поведения.

По мнению И.С. Кона первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в 1,5 года, причем именно это представление занимает место более устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора. В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но часто связывает его с внешними, случайными признаками; кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок.

С точки зрения социальной психологии, гендер находится под сильным влиянием как культурных норм, так и социальной информации, поэтому внушает людям мысль о существенном отличии между мужчинами и женщинами. Теория нормативного и информационного давления частично объясняет, каким образом мы учимся этим нормам и заставляет их соблюдать. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не исключили.

В гендерной социализации важную роль играет гендерные маркировки предметов, действий, которые дают возможность индивидам наблюдать, с какой частотой определенные действия предпринимаются мужчинами и женщинами и с какой вероятностью будут имитировать то поведение, которое считают присущим людям одного с ними гендера, или дает представление мальчикам и девочкам о том, кто чаще использует тот или иной предмет.

Половая типизация – это усвоение индивидом своей принадлежности. Половая типизация осуществляется благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, то есть готовность усваивать информацию о себе в контексте понятий «маскулинности – фемининности». В сознании ребенка укрепляется гендерная схема: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются по категориям «мужское» – «женское». Дети выбирают из многообразия возможных человеческих характеристик только те, которые определены в культуре как принятые для ее/его пола, и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Становление личности происходит посредством усвоения модели гендерного поведения, которая является положительной для обоих полов. Совокупность этих качеств определяет уровень выбора той или иной модели гендерного поведения. У каждого человека создается некая идеальная модель представителя определенного пола, и конкретный человек сознательно соотносит свое поведение с этой моделью, формируя, таким образом, свои гендерные личностные качества.

Большую роль в развитии личности играет общение. Общение между людьми является способом трансформации «внешних» социально-культурных условий во внутреннюю структуру личности. Отношение индивида к окружающему миру всегда опосредуется общением с другими людьми.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению в психологическом плане. Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении происходит становление личности в нравственном и социальном контексте. В общении человек овладевает следующими качествами:

– обогащение эмпатичных навыков, способности разделять с другими совместные занятия, интересы и чувства,

– налаживание контактов с противоположным полом и усвоение гендерных ролей,

– становление автономности подростка, его независимости от взрослых, получение опыта приобретения приемлемого социального статуса. Поэтому сформировавшаяся личность – это результат того, что передается ему другими людьми.

Чтобы понять важную роль самосознания в становлении личности, следует подчеркнуть, что предметом или, точнее, объектом самосознания есть все существо человека, любые его стороны, любые параметры: это и осознание и оценка своего тела в целом, его особенностей по сравнению с телесными характеристиками окружающих людей, осознание и оценка ... собственных моральных качеств, своих мировоззренческих ориентаций, своих отношений к другим людям, своего места среди них – и так до бесконечности.

Существуют различные подходы к этапам формирования гендерной идентичности. Как указывает Е. П. Ильин, зарубежные исследователи выделяют в основном три этапа становления гендерного повеления:

1) ребенок усваивает половую идентичность;

2) убеждается в необратимости пола во времени;

3) гендерное руководство своим поведением на основе самоопределения.

Ш. Берн выделяет четыре стадии:

1) гендерная идентификация – механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т. п (отнесение ребенком себя к определенному полу);

2) гендерная константность (понимание постоянства и необратимости пола);

3) дифференциальное подражание;

4) гендерная саморегуляция (ребенок сам начинает контролировать свое поведение).

Весь процесс формирования гендерной идентичности условно разделяется на два этапа: первичная половая идентичность (от момента рождения до конца дошкольного детства) и вторичная гендерная идентичность (школьный возраст и период взрослости).

Период первичной половой идентичности связан в основном с бессознательным и пассивным механизмом усвоения культуры. Вторичная гендерная идентичность или социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов творческого преобразования среды.

Первичная половая идентичность – первичная идентификация индивида с тем или иным полом, то есть осознание своей половой принадлежности. Половая принадлежность является первой категорией, в которой ребенок начинает осознавать свое Я. Решающую роль в этом процессе играют родители и другие взрослые, определив пол младенца, начинают обучать ребенка его половой роли, внушая ему, что значит быть мальчиком или девочкой.

Разница в воспитании мальчиков и девочек в родительской семье, что выступает на этом этапе основным агентом гендерной социализации, определяет различие предпочтений мальчиков и девочек, учит мужских, женских умений и ролей, то есть является первичным механизмом дифференциации гендерных ролей.

Сначала у ребенка формируется чувство телесной идентичности и пола, появляется знание того, что существуют два пола, ребенок включает себя в одну из этих двух категорий, отмечается первичная идентификация себя с определенной полом.

Позже происходит окончательное осознание необратимости пола и усиления дифференциации поведения и установок. Дети этого возраста усваивают много гендерных стереотипов, что способствует воспроизведению ими моделей гендерного поведения. Особую роль в становлении гендерной идентичности ребенка этого возраста играют детско-родительские отношения.

Вторичная гендерная идентичность – сочетание осознания собственной половой принадлежности и сексуальной ориентации, гендерных предпочтений, то есть гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания.

Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль и сексуальное поведение несет в себе гендерное самосознание. Оно включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в социальном, психологическом, физическом и моральном плане.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×