Глобальные тренды в образовании 2025 года | Жадигерова О.Ж.. Работа №375952
В данной статье рассматриваются основные глобальные тенденции, которые формируют развитие систем образования в 2025 году. Анализ охватывает технологические, социальные, экономические и экологические факторы, такие как генеративный ИИ, цифровое неравенство, гибкость форматов обучения и ориентированность на навыки будущего. Выявляются вызовы и потенциальные направления политики и практики, способствующие адаптации образовательных систем к быстро меняющемуся миру.
Глобальные тренды в образовании 2025 года
Жадигерова О.Ж:
доцент кафедры «Финансы и учет»
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные глобальные тенденции, которые формируют развитие систем образования в 2025 году. Анализ охватывает технологические, социальные, экономические и экологические факторы, такие как генеративный ИИ, цифровое неравенство, гибкость форматов обучения и ориентированность на навыки будущего. Выявляются вызовы и потенциальные направления политики и практики, способствующие адаптации образовательных систем к быстро меняющемуся миру.
Введение
Образование постоянно подвергается влиянию внешних сдвигов технологических, социальных, экономических и экологических. В 2025 году эти влияния становятся особенно интенсивными и многослойными, требуя от образовательных систем гибкости, инноваций и устойчивости. Всемирная организация экономического сотрудничества и развития (OECD) в своём отчёте «Trends Shaping Education 2025» исследует, как глобальные силы трансформируют образовательные системы и какое место в этом процессе занимают государства, школы и учителя.
В этой статье я систематизирую главные тренды, обсудю их значения и ограничения, а также приведу рекомендации для образовательных организаций, чтобы они могли эффективнее реагировать на вызовы времени.
Глобальные тренды образования в 2025 году
1. Рост влияния генеративного искусственного интеллекта
Генеративные модели ИИ (GenAI) становятся всё более интегрированными в образовательные процессы: от создания учебных материалов и адаптивных заданий до автоматизированной обратной связи и помощи учащимся. Их распространение ускоряется в университетах и школах, а студенты уже формируют своё восприятие этих технологий, одновременно испытывая тревоги по поводу этики и последствий. (Siraj & Duke, 2025)
Chakraborty (2024) рассматривает, как GenAI может трансформировать роли преподавателя, дизайн курсов и оценивание, предупреждая о рисках неправильного внедрения — потере авторства, зависимости от технологии, неготовности педагогов.
В грядущие годы ключевым станет вопрос не просто использования ИИ, а принципиального подхода к ИИ: как внедрять его так, чтобы усиливать, а не заменять роль человека и образовательные ценности (см. Finkelstein, 2025)
2. Усиление цифрового неравенства и борьба с «цифровым разрывом»
Поскольку образовательные технологии становятся всё более продвинутыми и требовательными к инфраструктуре, различия в доступе к качественному интернету, устройствам, технической поддержке и цифровой грамотности учащихся и преподавателей становятся критическими. OECD подчёркивает, что многие страны всё ещё сталкиваются с большими региональными и социальными диспропорциями в доступе к цифровым ресурсам.
Недостаточный доступ к технологиям затрудняет участие учащихся из удалённых или бедных регионов в современных формах образования, что угрожает углублением образовательного неравенства.
3. Переосмысление форматов обучения: гибрид, мультимодальность и устойчивость
Гибридные и мультимодальные образовательные модели (сочетание офлайн, онлайн, синхронного и асинхронного обучения) становятся не временной мерой, а базовой стратегией устойчивых систем обучения. OECD подчёркивает, что системы образования должны быть адаптивными не только к технологическим изменениям, но и к кризисам пандемиям, климатическим катастрофам и геополитическим вызовам.
В секторе высшего образования отчёт Deloitte отмечает, что институтам важно быть «агильными» способными менять структуру, формат и предложения быстро и эффективно в ответ на изменения ожиданий студентов и рынка труда.
4. Ориентация на навыки будущего и карьерные траектории
Технологические и социальные сдвиги изменяют требования к компетенциям: важнейшими становятся не столько знания, сколько умения критическое мышление, способность к адаптации, межличностным взаимодействиям, творчеству.
В высшем образовании, согласно анализу AACSB, одним из трендов 2025 года будет растущий спрос на «career-aligned programs» программы, тесно связанные с конкретными профессиями и рынком труда.
EdTech-аналитика также выделяет концепцию «career-connected learning», когда школы и университеты устанавливают прямую связь с профессиональными траекториями через практическую работу, партнёрства с индустрией или стажировки.
5. Давление на эффективность, доказательность и возврат инвестиций
Когда бюджеты ограничены, а спрос на результативность возрастает, образовательные учреждения и политики всё чаще требуют доказательства эффективности решений в форме данных, аналитики и метрик обучения. EdTech-продукты, которые не демонстрируют измеримый эффект, отпадают.
OECD указывает, что системы образования вынуждены балансировать между инновациями и ответственностью: внедрение новых практик требует надёжной системы мониторинга, оценки и механизмов коррекции.
6. Глобализация, мобильность и международное образование
Международная мобильность студентов, обмены, совместные программы становятся обычной частью образовательной среды. Институции конкурируют не только внутри страны, но и глобально, брендинг и привлекательность становятся важным элементом стратегии.
В контексте глобализации возрастает значение признания квалификаций, единых стандартов, кредитных систем, межстрановых партнёрств и онлайн-международных программ.
7. Устойчивость, климат и образование для устойчивого развития
Образование всё сильнее встраивается в глобальные повестки устойчивого развития и климатической адаптации. Учащиеся и школы становятся субъектами экологического сознания: образование для устойчивого развития, уроки по климатическим компетенциям, школы с устойчивой инфраструктурой. OECD подчёркивает, что экологические и климатические вызовы оказывают влияние на доступность и качество обучения.
Учебные программы всё чаще интегрируют темы глобального гражданства, устойчивого развития, экологии и климата как ключевые компоненты образовательного содержания.
Значение, вызовы и рекомендации
Глобальные тенденции показывают, что образование 2025 года должен быть не просто технологически модернизирован, но концептуально переосмыслен как пространство, где знания, навыки, технологии и устойчивость взаимодействуют.
Однако реализация этих тенденций сопряжена с серьёзными трудностями: цифровое неравенство, сопротивление изменениям, нехватка квалифицированных кадров, законодательные и этические вопросы, бюджетные ограничения, а также необходимость адаптации каждой образовательной системы к локальному контексту.
Чтобы справиться с этими задачами, образовательным политикам, лидерам и практикам стоит:
при разработке стратегий опираться на данные и исследования, тщательно тестировать нововведения на пилотных площадках;
усиливать цифровую инфраструктуру и обеспечивать доступность технологий для всех слоёв населения;
повышать цифровую и ИИ-грамотность среди преподавателей и руководителей;
создавать партнёрства с индустрией, исследовательскими центрами и международными организациями;
стимулировать гибкость программ, модульность, перекрестную компетентность;
интегрировать устойчивость и глобальные темы в учебное содержание и школьную культуру.
Заключение
Глобальные тренды образования 2025 года отражают глубокую трансформацию не просто технологии меняют формы обучения, но меняются цели, роли участников и смысл образовательного процесса. Перед образовательными системами стоит задача не догнать технологический прогресс, а выстроить образование, которое остаётся гуманистичным, справедливым, адаптивным и устойчивым.
Литература
OECD. Trends Shaping Education 2025. OECD Publishing, 2025.
Chakraborty, S. Generative AI in Modern Education Society. 2024.
arXiv
.
Siraj, M., Duke, J. The GenAI Generation: Student Views of Awareness, Preparedness, and Concern. 2025.
arXiv
.
Edmentum. Top EdTech Trends Shaping the Future of Learning in 2025–26.
2025.
AACSB. Top 3 Higher Education Trends to Watch in 2025.
2025.