Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности учреждения | Балашова Светлана Павловна. Работа №206670

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Балашова Светлана Павловна
Опыт работы учреждения с выпускниками.

Готовность воспитанников к самостоятельной жизни -

основная цель деятельности учреждения

Балашова Светлана Павловна, воспитатель «Центра содействия семейному устройству и сопровождения приемных детей г. Тобольска»

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов - бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Выпускники детского дома находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи:

- как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

- как выстроить границы своего нового жизненного пространства.

- проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

- затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

- затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

- затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

- правовая некомпетентность;

- возврат в кризисные условия после выпуска.

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

Готовность воспитанников к самостоятельной жизни - одна из основных задач деятельности нашего Центра.

Судьба выпускников во многом зависит от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из учреждения воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем. Выпускники же не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др. Поэтому у учреждения возникает необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе начинается с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа включает в себя следующие задачи:

1.Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания. В нашем Центре сформированы разновозрастные «семейные» группы, каждая группа имеет трех постоянных воспитателей.

2. Важным звеном является курс по социально-бытовой ориентировке воспитанников. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития воспитанников. Занятия направлены на развитие и совершенствование у воспитанников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение и воспитание воспитанников, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса воспитанников. Формируется развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

3. Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий. В этих целях для детей проводятся экскурсии на предприятия, в учебные заведения, встречи с людьми разных профессий. Ежегодно, согласно годовому плану, для воспитанников Центра

проводится месячник профориентации, в заключение которого на конференции каждый выпускник представляет выбранную им профессию.

4. Формирование законопослушного поведения воспитанников. Для детей центра проводятся встречи с представителями различных ведомств: Комиссия по делам несовершеннолетних, отдел по делам несовершеннолетних, межведомственные комиссии (МЧС, ГИБДД, МВД, здравоохранение и др.), органы опеки и попечительства и социальной защиты.

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений. Для этого необходима организация деятельности с выпускниками не только во время поститнтернатного сопровождения, но и на предпостинтернатном этапе.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников играет обеспечение так называемого «наставничества», предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого (куратора).

Для оценки возможностей и выработки мер по подготовке к социальной адаптации воспитанника, во второй половине учебного года директором Центра издается приказ, где закрепляется за каждым выпускником куратор. Это может быть воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог и т.д. Данный взрослый сопровождает выпускника до достижения им 23 лет.

В результате осуществления работы по подготовке к самостоятельной жизни выпускник должен:

- владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими;

- соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях;

- знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания; - владеть навыками оказания первой медицинской помощи;

- уметь вести домашнее хозяйство;

- следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде;

- иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь;

- сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни;

- являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

Работа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников направлена на то, чтобы, предотвратить такие проблемы как:

- ведение иждивенческого образа жизни;

- формирование алкогольной или наркотической зависимости;

- совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.

Социальная адаптация - важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников. Поэтому одним из ведущих направлений в педагогической работе является подготовка воспитанника к самостоятельной жизни. Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×