Статья Графический диктант как приём формирования пространственного воображения.. Автор: Гунзенова Ая Патанхановна

Автор: Гунзенова Ая Патанхановна
Формирование пространственного воображения является пропедевтикой к изучению геометрии. Использование графических диктантов на уроках математики является одним из действенных приёмов развития пространственного представления.


Автор: Гунзенова Ая Патанхановна

Тема: «Графический диктант как приём формирования пространственного воображения для работы с геометрическим материалом».

Из практики мы знаем, что предмет геометрия является одним из сложных и нелюбимых предметов, и решение геометрических задач вызывает трудности у многих учащихся. Это объясняется во-первых потому, что редко какая- либо задача по геометрии может быть решена по определённому образцу, с использованием определённой теоремы или формулы. Практически каждая геометрическая задача требует «индивидуального» подхода. Во-вторых, потому, что у детей не сформирован навык пространственного воображения. Замечу, что наглядно-образное мышление и воображение наиболее полно развиваются на стыке старшего дошкольного и младшего школьного возраста. А геометрию ученик начинает изучать в 12-13 лет. К этому времени непосредственный интерес к ее освоению уже практически утрачен, еще по-настоящему не проявившись. Но, не смотря на это, значимость геометрии велика и учителю предстоит огромная работа по привитию учащимся интереса к этому предмету, следствием чего является знание его и хорошие результаты при сдаче экзамена. Исходя из этого формирование навыков пространственного воображения является, пропедевтикой к решению геометрических задач, является важным разделом умственного воспитания и имеет широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Без сформированности пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, черчения, физики, географии, геометрии. Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту, специалистам многих других профессий.

Если коснёмся предмета «Русский язык» в письменной речи отмечается неустойчивость пространственного образа буквы. Среди нарушений письма, наиболее характерных для детей младшего школьного возраста можно назвать следующие пространственные ошибки:

а) зеркальное написание букв; Е – З; З – Е; В - ; Я – R;

б) смешение верхних и нижних элементов букв; ш – т; б – д;

в) не дописывание или прибавление сходных элементов букв: п – т; тп – м;

4. В чтении – в перестановке местами букв, в замене одних букв другими, сходными.

Одним из приёмов формирования пространственных представлений является графический диктант. Графические диктанты учат активизировать внимание, слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит учитель, а это практически самое важное для школы умение.

Система графических диктантов построена по следующим принципам:

1. Строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью.

2.Временная регламентированность: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия по математике.

3. Учёт индивидуального уровня и темпа развития детей.

Дети учатся писать графические диктанты сначала по образцу, по клеточкам, т.е прошу повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. Такая работа проводилась во втором классе. Сейчас, в 3 классе ребёнок воспринимают задание на слух, диктую последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений. (3клетки направо, 7кл. вниз ит.д),

 

В результате работы дети, которые внимательно слушали и точно выполняли указания должны получить изображение какого-либо предмета. Готовые работы дети с удовольствием раскрашивают, придумывают и дорисовывают пейзаж. Таким образом, развиваются ещё и творческие способности.

Но если задать серию вопросов после построения фигуры, то графический диктант открывает новые возможности для пропедевтики таких математических понятий и законов, как переместительные законы сложения и умножения, равновеликие фигуры, табличные случаи умножения, доли (две половинки клетки – это одна целая клетка.

Задание: построй свою фигуру, в которой 4целых клеток и 3 половинок клеток).

 

Графический диктант стала подготовкой к изучению темы «Площади фигур» (деление фигур на одинаковые квадраты и треугольники; подсчёт их количества в фигуре, сравнение площадей фигур), к решению примеров на деление с остатком.

 

В 4 классе дети будут знакомиться с темой «Свойства диагоналей прямоугольника». Слово диагональ им уже будет знакомо из графических сложных диктантов, с которыми я буду работать во II полугодии.

 

Такие задания, как «Поверни рисунок по образцу» развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости, является пропедевтикой для выполнения чертежа конструкций, три их вида: спереди, сверху, слева.

Графические диктанты могут сопровождаться загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.

 

Графический диктант можно провести в виде игра «Да-Нет»:

Да – изображается отрезком, а Нет – уголком. В результате ответов на вопросы получается «график», по которому легко определить, верно ответил ученик или нет.

 

Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – дети не знают заранее, какой рисунок должен получиться.

Приведу несколько примеров, которые направлены на формирование пространственных представлений

1.Упражнения на формирование представлений о величине:

Разложи кружки от самого маленького к самому большому.

Построй матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.

Положи самую узкую полоску слева, рядом справа положи полоску чуть шире и т.д.

Раскрась высокое дерево желтым карандашом, а низкое – красным.

Обведи в кружок толстого мышонка, а в квадратик – тонкого и т.д.

2.«Рисунок на спине».

Дети рисуют друг у друга на спине буквы, геометрические фигуры, простые предметы. Нужно догадаться, что нарисовал партнер.

3.Найди “лишнюю фигуру”.

- Выполняя это задание, дети учатся находить общие признаки фигур, у них формируются способности наблюдать, сравнивать, обобщать.

Хочется отметить, что все задания, используемые для развития пространственных представлений одновременно влияют и способствуют развитию памяти, умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию учителя и главным образом развивать речь ребенка.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x