Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Графический диктант как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста | Степанова Олеся Варсонофьевна. Работа №234998

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Степанова Олеся Варсонофьевна
Статья о влиянии графического диктанта на развитие мелкой моторики

Графический диктант как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

 

В настоящее время многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обосновании детей на готовность к школе.

Общеизвестно, какое важное значение в процессе роста ребенка имеет развитие мелкой моторики его рук. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов.

Многие ученые рассматривали проблему развития мелкой моторики. Рядом исследователей: М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на всестороннем развитии детей.

Исследования показали, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и физическое, и психическое, и речевое развитие находятся в пределах нормы.

Все ученые, изучающие деятельность головного мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее влияние функций речи.

На основе научных данных была определена прямая зависимость нервной деятельности ребенка от степени подвижности пальцев рук.

Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной» работе рук для развития мышления.

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.

В процессе рисования совершенствуются все психические процессы и функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Двигательные функции пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, прежде всего мелкой моторики.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый человек вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, сто пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массирую которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Одно из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга. И если когда-то подобные выводы были империческими и основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

В XX веке такие исследования, как Л.С. Выготского, А.Р. Луриа, А. Валиола, Ж. Пиаже, Л.А. Венгера, Э.Г. Тимохиной, М.М. Кольцовой и многими другими доказано, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап называют наглядно-действенным или предметно-действенным. С полным основанием такого мышления можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб наносит в своем опыте ребенок, тем скорее он придет ко второму этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами «печенье круглое, как колесо», «Дай такую букву, как барашка».

Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться руками, а не в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, указаниями, обычно формируется в речи и сопровождается речью. Двигательные проекции различных частей тела в прецентральной извилине более чем треть площади занимает проекция руки. Кроме того, проекция движений кисти руки и речевые зоны расположены в непосредственной близости. По-видимому, следует ожидать, что тренировка тонких движений пальцев рук должна оказывать большее влияние на развитие активной речи, чем тренировка общей моторики. Для изучения этого вопроса Л.В. Фомина сопоставила влияние движений пальцев рук и общей моторики на развитие активной речи ребенка.

Развитие графического диктанта тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии тренировка пальцев рук у детей в детском саду проводится с двух лет. Считают, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке таких движений пальцев рук на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга у детей, улучшается внимание, память, слух, зрение.

Таким образом, современные исследования мелкой моторики и графического диктанта показали, что развитие кисти руки с помощью графических упражнений и диктантов, является одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×