Гражданское и патриотическое воспитание в школе.

Автор: Кононенко Светлана Викторовна

              В настоящее время обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается  духовная опустошенность и низкая культура.  Произошло снижение значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

            В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» приоритетным направлением является гражданское и патриотическое воспитание. Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской позиции личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.

            Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблему патриотического воспитания школьников исследовали А.В. Луначарский, Л.В. Кокуева, Н.С.Крупская, А.С.Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А.Сухомлинский, Г.Х. Полеева и ряд других ученых. Патриотические чувства нужно воспитывать с раннего детства. Необходимо, чтобы маленький человек знал больше о своей стране, её истории, гордился этой историей. Для того, чтобы эти знания переросли в любовь к своей стране, т.е. для того чтобы у воспитанников формировались патриотические чувства, нужна кропотлива систематическая воспитательная работа как на уроках, так и во внеурочной воспитательной деятельности. Ведь, безусловно, воспитание подрастающего поколения - это залог хорошего будущего развития страны. Обеспечение позитивной социализации подростков, воспитание детей гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личностный потенциал – это стратегия деятельности центра внешкольной работы «Диалог». Взаимодействие школы, учреждений дополнительного образования с детскими общественными объединениями выступает средством повышения эффективности воспитания. Вот уже на протяжении ряда лет в г. Тольятти центр «Диалог» совместно с педагогами школ города внедряют программу детских объединений младших школьников «Волгорята».

          Данная программа приобщает детей к изучению родного края, его традиций, людей, которые живут рядом и приумножают богатства города. В основу программы положен метод длительной игры, названной ещё в 20 – е годы педагогом И.П. Жуковым «гениальным изобретением педагогики».

           Основное направление игры – краеведение. На протяжении всего периода игры-путешествия приобретение и освоение знаний и навыков по краеведению идет  с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе их жизненного  и социального опыта.                               

          Игра начинается с появления старинного сундучка (бутылки, кувшина) с манускриптом, в котором написано, что в одной из пещер Жигулевских гор находится некий клад. Этот клад позволит сделать мир лучше и добрее. Но он доступен лишь тем, кто может выдержать все испытания, ведущие к нему, и получит в помощь - Семь Ключей и Три Клубка. Цифры  и символы «говорящие». Они напомнят участникам о традициях русского народа, фольклоре и эпосе жителей нашего края. Цифры семь и три выбраны не случайно, так как они являются символами русского народа («В тридевятом царстве, в тридевятом государстве», «Семимильными шагами», «Семь раз отмерь, один отрежь» и т. д.). Ключи – помогают открыть двери в неизвестный мир, клубки – помогают найти правильную дорогу (понятия взяты из русских сказок и легенд). Семь Ключей – это знания истории своей семьи, города, края. Три Клубка – это практические навыки и умения в области туризма, здорового образа жизни и безопасности.

Участники программы по ходу игры выполняют задания по предложенным темам: по следующим темам: семья – дом, двор – улица, район – школа, город – областной район, область и регистрируют результат в личном Дневнике Путешествия, который оформляется всеми игроками. Дневник участника игры может заполняться в тетради и оформляться в произвольной форме по выбору ребят, с учетом основных предложений практических заданий по темам игры. На протяжении всего путешествия игроки объединяются в малые группы (звено, патруль, бригада - по выбору педагога) и выполняют задания на каждой ступени, как индивидуально, так и совместно. Руководит работой группы игроков педагог, классный руководитель, вожатый, который в игре имеет звание Мастера. Количественный состав малых групп может соответствовать цифровым символам игры – «три», «семь». В игре может использоваться символика, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки, разноцветные ленточки. Каждому званию соответствует свой цвет, используемый в символике. Можно использовать бейдж с именем участника и цветом, соответствующим званию.

           В процессе реализации этой программы отмечается активное желание младших школьников участвовать в совместной со сверстниками деятельности; стремление узнавать новое, интересное, неизведанное, связанного с их жизнью, с жизнью их окружающих.

           В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

           Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного объединения, его место в общей структуре жизнедеятельности школы.

           Где как не в школе  детям прививается чувство долга, ответственности к окружающему его миру, среде.

        Детское объединение,  работая по направлениям,  расширяет представления детей о своей малой « Родине»,  создавая условия для осознания детьми любимых мест в родном селе, районе, городе, так как без любви к Родине, к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Дети должны знать свои родные места, они должны почувствовать, что являются частью огромной страны, они - граждане России, они - россияне.

        Гражданское воспитание школьников в условиях детской общественной организации будет более эффективным, если:

- гражданское воспитание происходит в социально значимой деятельности, направленной на участие школьников в жизни родного края, изучение его истории и традиций;

- формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями детей и подростков;

- ведется работа по повышению мотивации к социально значимой деятельности;

- осуществляется психолого-педагогическая диагностика уровня гражданской воспитанности членов организации с целью определения его эффективности и внесения корректив в воспитательный процесс;

- проводится подготовка квалифицированных педагогических кадров для работы по гражданскому воспитанию в условиях детской общественной организации;

- объединены усилия семьи, школы и детской общественной организации с целью гражданского воспитания подрастающего поколения.

          В заключение хотелось сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова могут стать эпиграфом ко всей работе в школе как основе патриотического воспитания.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x