Гражданское воспитание как основа социализации личности

Автор: Сушко Галина Александровна

 

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие — цель, воспитание — средство ее достижения. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

 

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период  модернизации. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

 

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.

 

  Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

 

             Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

 

Политика в области образования в Российской Федерации выражает волю государства в том, чтобы принять на себя ответственность за воспитание граждан, имеющих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, уважительным отношением к традициям и культуре других народов.
               В последние  годы в России развернулась работа по созданию системы гражданского воспитания детей и молодежи на идеях демократического общества. В образовательных учреждениях, в регионах создаются центры, научно-практические лаборатории, ассоциации, значительное число которых работает совместно с международными общественными организациями. Проблема формирования социально-правового опыта молодежи становится предметом научно-теоретического обоснования в современной педагогической науке. Гражданское образование и воспитание рассматривается в контексте целей, ценностей, задач, приоритетов развития демократического общества.   Исследования направлены на изучение вопросов воспитания прав и обязанностей гражданина своей страны.  Гражданское воспитание личности рассматривается в контексте понятия «гражданская культура» как сущностная характеристика личности и деятельности человека, гражданское воспитание представлено с позиций ценностного подхода, что позволяет приблизиться к пониманию процесса становления человека-гражданина.

 

Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его социализация — главнейшее назначение воспитания. Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» — присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

 

 

 

Воспитание — главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации — преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация.

 

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, актуальный на сегодняшний момент педагоги  должны:

 

• Добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками, избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения.  

 

• В процессе выработки социальных качеств сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно подкрепляется полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

 

• Вводить специальные школьные предметы и наполнять соответствующим содержанием другие школьные дисциплины.

 

• Включать в общественные процессы ребенка с раннего детства, начинать гражданское воспитание в юном возрасте.  Школа второй и третьей ступени закрепляет и развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

 

• Преодолевать апатию, инертность, социальное отчуждение молодежи. Для этого необходимо добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились.  

 

          «Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в обменных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

 

           Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем.

 

Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества и она должна обеспечивать это будущее развитие.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x