Статья Художественно-творческое развитие детей в рамках реализация программы духовно-нравственного направления «Истоки». Автор: Шарипова Эльвира Гаязовна

Автор: Шарипова Эльвира Гаязовна
Статья написана из опыта работы с детьми в рамках реализации программы духовно-нравственного направления "Социокультурные истоки"


Автор: Шарипова Эльвира Гаязовна

Художественно-творческое развитие детей в рамках реализация программы духовно-нравственного направления «Истоки»

Шарипова Эльвира Гаязовна

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

(2 слайд) Основная цель программы в дошкольный период заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Отбор духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников.

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

Важность и необходимость реализации программы именно с дошкольного возраста объясняется тем, что период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Ребенок накапливает социокультурный опыт в виде чувств, отношений, знаний, умений.

Поэтому целью нашей программы является не раннее информационное насыщение и формирование у детей умений и навыков, а развитие у детей души и сердца, умения чувствовать, проявлять свои чувства.

В программе «Социокультурные истоки» определена система духовно-нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей.

В возрастной группе 6-7- лет целями воспитательной программы являются:

- первоначальное знакомство с истоками русских православных традиций («Традиции слова», «Традиции образа», «Традиции дела», «Традиции праздника») как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации;

- дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);

- создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

(3 слайд) Для этого возраста разработана и вышла в свет серия книг для духовно-нравственного развития детей: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

Для ребенка 6-7 лет чувства перестают играть определяющую роль в отношении к действительности. Предметом его внимания становится мир во всем его многообразии: природа, люди, их отношения, связь прошлого, настоящего и будущего и т.д.

Сказочное слово все еще играет значительную роль в жизни ребенка. Но теперь акцент делается на глубокий нравственный смысл сказки, который проявляется в качествах ее героев.

В книге для развития «Сказочное слово» центральное место занимают две сказки – русская народная сказка «Царевна – лягушка» и авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях».

(4 слайд) Работа проводилась в круге и в паре. Беседа с детьми о том, чему учит сказка, на основе русской народной сказки. Через чтение и анализ этих и других народных сказок, творческие задания, активное занятие «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок», дети выходят на понимание православной традиции - родительского благословения, утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, в торжестве любви и верности.

(5 и 6 слайд) С помощью видеоредактора «Сова», мы провели игру «Путешествие по сказкам», тем самым вспомнили сказки, которые учат добру. (7 слайд) Для закрепления материала мы провели игры-драматизации.

(8 слайд) На занятии по изобразительной деятельности слепили царевну-лягушку.

 

Через книгу «Напутственное слово» и одноименное активное занятие, дети выходят на первое осознание выбора жизненного пути, учатся понимать нравственные аспекты общения людей, выбирают слова – напутствия, с которыми провожают в путь-дорогу:

- В добрый путь!

- Ангела хранителя!

- С Богом!

- Счастливого пути!

- Хорошей дороги!

Работа проводилась в круге и в паре. Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д. Ушинского «Ветер и солнце», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», пословиц.

(9 слайд) На занятии по изобразительной деятельности мы раскрасили раскраски Василисы Прекрасной.

Во второй части книги «Напутственное слово» мы побеседовали с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола», притчи «Старик и яблоня», пословиц и личного опыта детей.

(10 слайд) С помощью видеоредактора «Сова» мы вспомнили какие бывают профессии, поиграли в игры.

(11 слайд) Домашним заданием было вместе с родителями обсудить о выборе будущей профессии и нарисовать рисунки.

Книги «Сказочное слово» и «Напутственное слово» помогают глубокому осмыслению осваиваемой категории «Традиции слова».

(12 слайд) Книга для развития «Светлый образ» раскрывает читателю образ Преподобного Сергия Радонежского, великого наставника, ангела – хранителя земли русской, чудотворца, нашего духовного учителя. В течение многих столетий одним из главных средств духовно-нравственного воспитания детей наши соотечественники считали жития святых, на основе которых и подготовлена данная книга. Читая книгу, выполняя творческие задания, дети имеют возможность познакомиться с сюжетными событиями жизнеописания Преподобного, узнать о его великодушии, удивительной доброте к миру, к людям, ко всему живому. Образ Преподобного Сергия Радонежского, «учителя учителей», молитвенника за русскую землю, обладающего такими качествами, как терпение, трудолюбие, доброта, смирение, дорог сердцу каждого человека и доступен пониманию ребенка. (Эта книга для развития поможет воспитателю в подготовке занятий «Светлый образ» и «Великий чудотворный образ», она более полно раскроет православную категорию «Традиции образа».) Работа в круге и в паре. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, аудиозаписей колокольных звонов, произведения И.С. Шмелева «богомолье», фрагментов «Жития преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике», о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва», фрагменту из «Жития Преподобного Сергия Радонежского».

(13 слайд) На занятии по изобразительной деятельности делали аппликацию «Храмы Святой Руси».

С традициями дела и истоками мастерства детей знакомит четвертая книга для развития «Мастера и рукодельницы». В книгу вошли: Сказ П.П.Бажова «Каменный цветок», рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», русские народные сказки «Морозко», «Иван крестьянский сын и Чудо – Юдо», а также вопросы для их анализа, задания и активные занятия. Книга раскрывает для детей социокультурную традицию выбора жизненного пути. Это очень важно на этапе 6-7 лет, поскольку в данный период у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии.

Книга пятая «Семейные традиции» содержит социокультурно-ориентированные тексты. Сюда вошли лучшие образцы поэтического слова Ф.И.Тютчева, В.А.Жуковсвкого, К.М.Фофанова, сказ П.П.Бажова «Живинка в деле», сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», также предлагаются вопросы для их анализа, творческие задания и активные занятия «Семейные традиции» и «Книга – праздник души». Анализ текстов и выполнение практических заданий подводят детей к пониманию важности соблюдения семейных традиций (почитания родителей, послушания, милосердия, гостеприимства и радушия, праздника, влекущего за собой преображение и духовный подъем).

Итогом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является праздник «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!». Особенность этого праздника заключается в следующем:

- сценарий праздника разрабатывается родителями с помощью метода номинальной группы;

- педагоги (воспитатели, учителя начальной школы), родители и дети являются не зрителями, а активными участниками праздника. Это достигается с помощью активных форм обучения (ресурсный круг с делегированием), разговора в круге, совместной художественно-игровой деятельности детей и взрослых;

наиболее значимый момент праздника — вручение детям созданного ими совместно с родителями альбома «Мои истоки», который является результатом и показателем реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в детском саду.

В заключение очень важно сказать о том, что тот, кто берет на себя ответственную задачу формирования духовно-нравственных ценностей в маленьких детях, должен и сам ориентироваться на эти ценности.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x