Игра как метод воздействия на ребёнка.

Автор: Пуртова Наталья Владимировна

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Общество предъявляет высокие требования к работе детского сада, призванных заложить основы» крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.

Задача педагога прививать детям интерес к физической культуре и спорту, а также обучать их доступным двигательным умениям.

В связи с актуальностью данной проблемы я определила для себя цель.

Цель: Развитие активной деятельности детей посредством подвижных игр.

Задачи:

1. Совершенствовать  двигательные навыки (быстрота, выносливость).

 

2. Активизировать память, воображение.

3.Воспитвать положительные качества личности (доброту, дисциплинированность).

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.

«Маленькие дети играют, как птица поёт— отмечала Н. К. Крупская — Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего, он вновь ускоряет движение. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка,

совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для подвижной игры характерно самостоятельное использование ребенком своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осторожным шагом и т. п. Таким образом, ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Все это содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Подвижные игры могут быть сюжетными, отражающими в условном форме жизненный или сказочный эпизод, и не сюжетными, содержание которых заключается в интересных для детей двигательных заданиях. Эти игры проводятся во всех возрастных группах детского сада

Подвижные игры для дошкольников старшего возраста заметно отличаются от подвижных игр для дошкольников младшего возраста. Это связано с возрастными характеристиками.

Разные движения, включенные в игры, а также правила постепенно усложняются: так, для детей двух- трех лет рекомендуются игры, в которых все участники выполняют одинаковые движения и при этом довольствуются самим процессом действия («Поезд», «Пузырь»); а для детей 4—5 лет предусматриваются

игры, направленные на достижение определенного результата («Медведь и пчелы», «Кто скорей добежит до флажка»),

Дети 5-6 лет достаточно самостоятельны и активны. В этом возрасте они становятся боле точными, ловкими, быстрыми. Они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют сообща со сверстниками. Несмотря на это, они нуждаются в руководстве взрослого.

В подготовительной к школе группе целесообразным и своевременным является обучение детей подлинным простейшим элементам спортивных игр. Например, в игре «Мяч через сетку» дети сначала просто перебрасывают мяч напротив стоящему, а потом учатся отбивать его ладонями. В игре «Забрось мяч в корзину» дети обучаются элементам игры в баскетбол и т.д. Кроме того,воспитанники подготовительной группы под руководством воспитателя учатся играть в спортивные игры: футбол, а также упражняются в играх в серсо и кегли. В целях подготовки к этим играм детям даются упражнения с использованием различных кольцебросов, корзин, целей и т. п.

С детьми подготовительной группы проводятся несложные игры- эстафеты. Эти игры содействуют развитию ловкости, быстроты, выносливости в соответствии с возрастными возможностями. Подбор движений в играх-эстафетах осуществляется, учитывая уровень приобретенных детьми двигательных навыков, физическое состояние и индивидуальные особенности детей. В соответствии с этими показателями дети делятся на группы, при этом очень важно, чтобы возможности участников игры в группах были равными.

Во время игры дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры они воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

Выполнение физических упражнений, четкость и гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая осанка удовлетворяют и развивают эстетические, потребности детей.

Реализация игр происходит  на физкультурных праздниках и развлечениях. Выполняя задания и играя, дети совершенствуют свои умения и навыки, получают удовлетворение и испытывают радость от правильно выполненного задания.

 

Таким образом, двигательные навыки и умения, сформированные у детей в дошкольном возрасте, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x