Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра как способ психического развития дошкольника | Тишковская Инесса Владимировна. Работа №354876

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра как способ психического развития дошкольника
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она
оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются
психические качества и личностные особенности ребенка. В игре
складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают
самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно
подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал:
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во
многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит,
прежде всего, в игре».
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться
произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети
сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель
выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры
требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую
ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок
не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая
ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется
сверстниками.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений
ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства
мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их
будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что
через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,
которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней
приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для
установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование,
конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с
игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как
игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в
соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном
возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от
влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная
деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение
вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник
начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой
игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок
незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая
ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного
уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со
сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся
полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют
по – настоящему общаться со сверстниками.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными
ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей
формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней
преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Игра переводит мышление ребенка на новую, более высокую ступень
«децентрированного» мышления, преодолевая познавательный эгоцентризм.
В игре формируется способность к абстрактному мышлению, обобщению и
категоризации благодаря тому, что игровые действия ребенка абстрагируются
от конкретной предметной ситуации и приобретают свернутый, обобщенный
характер. От развернутых действий к умственным действиям, их оречевлению
и умозаключениям — таков путь формирования абстрактного мышления в
игре.
В игре формируется самосознание ребенка — способность к
идентификации через отождествление себя с образом или ролью в образной
или сюжетно-ролевой игре, с другими участниками игры в игре с правилами
или с другими персонажами или со зрителями в режиссерской игре. Эта
способность к идентификации является источником обобщения переживаний
у детей 7 лет. Идентификация обеспечивает также формирование
межличностной децентрации и произвольности. В этом смысле Л. С.
Выготский говорил о том, что «ребенок учится в игре своему «Я». От
отождествления себя с другим ребенок в игре переходит к отделению себя от
другого. Через игровую позицию (роль) формируется личная позиция,
возможность увидеть себя с позиции другого, стремление занять другую
позицию, мотивация к достижениям.
На любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует
интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию ребенка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X