Игра как средство экологического воспитания | Сергеева Светлана Владимировна. Работа №239696
Автор: Сергеева Светлана Владимировна
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию необходимо уделяеть особое внимание.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей 410
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Игра
как средство экологического воспитания младших школьников
Выполнила: Сергеева Светлана Владимировна
Воспитатель ГПД
Санкт-Петербург, г. Пушкин
2020 год
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание.
Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Экологическое воспитание - это разносторонний процесс ознакомления ребенка с природой. В ходе такого ознакомления проявляется экологическая культура. Необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является игра. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Игра способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы. В экологических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Выбор данной темы работы обусловлен тем, что экологические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Познание окружающего мира через игру становится эмоционально - познавательным, увлекательным. Экологические игры помогают дать детям установку на правильное поведение в природе, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, ребята познают окружающую природу, при этом реализуют свои творческие способности и потребности, познавательные интересы.
Но необходимо учитывать ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования воспитания младших школьников.
Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования воспитания школьников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.
Игра способствует развитию мышления, учит ребят действовать по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию Игры экологической направленности помогают легко усвоить многие серьезные понятия - связь человека со средой обитания, правила поведения в природе, сочувствие и любовь к « братьям меньшим» и многое другое.
В ходе проведения экологических игр важно знать, что каждая игра должна нести определенную смысловую нагрузку, не всегда лежащую на поверхности. Но педагогика игры и игровых ситуаций сводится к следующему: научить ребят использовать знания о природе при выполнении игровых заданий, т.е. активизировать мышление, способствовать закреплению знаний о природе, развивать наблюдательность, увеличивать объем знаний о природе.
В настоящее время существует множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
- по направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами:
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
По тематическому распределению содержания:
- игры на тему «Живая природа»;
- игры на тему «Неживая природа».
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребёнка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий делятся на:
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные);
- социальные;
- соревновательные.
Важное развивающее значение для школьников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Среди всего многообразия игр с правилами для школьников особое внимание мы уделяем дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т.д.).
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Для повышения интереса ребят к дидактической игре и природным объектам вводится элемент соревнования или проблемной ситуации.
Чтобы поддержать стремление учащихся отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в классе в отдельных уголках размещен материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес школьников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.
При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему необходимо вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности школьника.
Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.
Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.
Словесно-дидактические игры скрашивают досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Очень интересны детям игры в загадки-описания - в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.
Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.
Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.
Грамотное применение многообразие методов и приемов позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, младшие школьники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.
Следующим важным моментом в использовании игр экологической направленности является то, что легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами, а также составление элементарных связных высказываний влияет на их личностные проявления – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, рассуждать, сочувствовать и сопереживать.
Экологические игры могут применяться в работе как на уроках «Окружающего мира», так и во внеурочной деятельности. В игровой форме так же могут быть построены праздники, посвященные природе. Особенно эффективно использовать экологические игры во время экскурсий в парк, в заповедники и др., во время прогулок или походов.
Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого ребята знакомятся с окружающим миром. Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения школьниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, помогают, используемые в играх естественные природные объекты, их изображения.
Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
Исходя из этого, педагогу в своей работе с детьми необходимо использовать игры экологического содержания, обеспечивающие не только эффективность усвоения школьниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны педагога и со стороны сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у учащихся начальной школы осознанного отношения к живому.