Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Грязева Нина Анатольевна

 

Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Для этого у него есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.

 

Важнейшей характеристикой развития ребенка является его познавательная активность, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире.

 

Известно, что примерно до двух лет деятельность ребенка в основном имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат для него не имеет особого значения. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Таким образом, его деятельность приобретает целенаправленный характер. Нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности становятся важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

 

Обучение детей 2 – 4 лет предусматривает:

 

1) Дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах. Освоение первых элементарных систем знаний на основе  установления несложных связей между объектами и явлениями действительности.

 

2) Дальнейшее совершенствование ощущений и восприятий, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения их использовать в различных видах продуктивной деятельности.

 

3) Формирование первоначальных навыков учебной деятельности, умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы.

 

4) Развитие речи: дальнейшее расширение словаря и освоение связной речи.

 

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. Детей третьего и четвертого года жизни считать не учат, а лишь знакомят с различными количественными образованиями и отношениями, развивают сенсорный опыт ребенка, необходимый для успешного овладения счетной деятельностью на последующих этапах дошкольного детства.

 

Основным методом воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста является игра. Игровая деятельность является ведущей деятельностью у детей раннего дошкольного возраста. Именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейскую ситуацию, пробуют себя в новых ролях. Советский педагог

 

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это иска, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе.

 

Специальное внимание следует уделять организации игр, способствующих умственному развитию детей. Особую значимость в развитии интеллекта имеют дидактические игры, способствующие формированию элементарных математических представлений у дошкольников. «Математика – это язык, на котором написана книга природы» Г. Галилей. В раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их различными анализаторами (зрительными, слуховыми и т.д.); сравнивает эти совокупности, различая их по количеству. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. При этом серьезное внимание обращается на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных процессов, интеллектуального развития детей. Одной из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений. Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. От качества нашей работы во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения в школе, так как математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

 

Занятия по математике проводятся, начиная с первой младшей группы (один раз в неделю). Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, нужно организовать образовательную деятельность так, чтобы новые знания давались детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей. Вместе с тем, принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить формальности знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза и желание узнать еще и еще. Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

 

Обучение математике детей младшего дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическую игру можно включить непосредственно в содержание занятия как средство реализации программных задач.

 

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы:

 

1. Игры и цифрами и числами

 

2. Игры-путешествия во времени

 

3. Игры на ориентирование в пространстве

 

4. Игры с геометрическими фигурами

 

5. Игры на логическое мышление

 

 

 

Для реализации успешного формирования элементарных математических представлений необходимо иметь демонстрационный материал, учебно-методические пособия и рабочую тетрадь для каждой возрастной группы дошкольного учреждения. Очень важно не только дать дошкольнику определенные знания, умения и навыки, но и предоставить возможность использовать их в самостоятельной деятельности. Для этого необходимо иметь достаточное количество настольно-печатных игр математического содержания: математические мозаики, Лего, лото и т.д. Большое значение имеет сотрудничество педагогов с семьями детей, успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Можно познакомить родителей с программой, предложить материалы для домашних заданий. Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что они интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь. Целесообразно два раза в год проводить открытые занятия, чтобы родители могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять какие у него проблемы.

 

В результате целенаправленной работы педагогов МБДОУ № 49 по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе, дети стали более активны на занятиях, более самостоятельны в решении различных проблемных ситуациях. У них появилось желание участвовать в поиске решения проблемы, улучшилась память, мышление. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются навыки эстетического общения друг с другом и с воспитателем.

 

В дальнейшем планируется активизировать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений, используя разнообразные приемы и методы, дополняя материал дидактическими играми, подключая родителей к процессу обучения.

 

 

 

Библиографический список

 

1. Немов, Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 41с.

 

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 98с.

 

3. Учебное пособие по возрастной и педагогической психологии, Оренбург. Издательство ОГПУ, 2004. 68с.

 

4. Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1983. – 108с.

 

5. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983. – 7с.

 

6. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996. – 3с., 9с., 41с., 98с., 118с.,131с.

 

7. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников. – М.: Сфера, 2004. – 3-7с.

 

8. Колесникова, Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: Сфера, 2012. – 9-18с.

 

9. Колесова, Л.В. Математическое развитие детей 4-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014. 4с.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x