Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра, как средство развития речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи | Клопот Анастасия Андреевна. Работа №205396

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Клопот Анастасия Андреевна
В статье раскрыта актуальная тема для логопедов, педагогов ОДО, дефектологов. Игра рассматривается как средство развития речевой активности старших дошкольников, имеющих диагноз общее недоразвитие речи.

Игра, как средство развития речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи
Одной из главных задач современного этапа развития образования является изучение речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Речь является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Только благодаря ей, мы общаемся друг с другом, получаем новые знания, передаем информацию. Одним из наиболее важных факторов речи является речевая активность, …чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи [2].
В настоящее время довольно часто можно встретить ребенка с какими-либо речевыми отклонениями, этим и обуславливается актуальность данной темы. С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что характеризуется задержкой формирования всех компонентов языка: фонетики, лексики и грамматики, при этом у ребенка может быть абсолютно нормальный интеллект и слух. В обучении и воспитании детей дошкольного возраста ставится задача по формированию необходимых условий для социального развития ребенка в самом начале его жизненного пути. Правильно поставленная и грамотная речь одно из важнейших условий полноценного и всестороннего его развития. Совершенная и богатая речь ребенка помогает ему без затруднений выразить свои мысли, полноценно и содержательно общаться со взрослыми и сверстниками, познавать окружающий его мир и более активно развиваться.
Работа по развитию речевой активности ребенка дошкольного возраста это длительный и серьезный процесс. Ее основная задача сформировать достаточно средств для развития речи, общения и обучения ребенка.
Проблема развития речевой активности дошкольников рассматривалась в работах многих исследователей (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, О.В. Сафонова, Р.М. Львов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Г.И. Филаретова и др.).
Научное объяснение общему недоразвитию речи впервые было дано Р.Е. Левиной, а также другими исследователями (Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и т.д.) [3]. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято считать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи [2].
Общее недоразвитие речи у дошкольников имеет многосторонний характер и требует единой стратегии в решении задач по воспитанию, коррекции и организационной преемственности. Особенность, которая отличает таких детей от сверстников, это отсутствие у них навыков связной речи, которая обуславливается недоразвитием языковой системы. Однако, ребенок имеющий диагноз ОНР имеет возможность получить достаточное количество знаний при помощи вспомогательных и дополнительных средств, дающих возможность ему развивать свою речевую деятельность [3].
Дошкольники, имеющие диагноз общее недоразвитие речи не могут внезапно развить свою речь по онтогенетическому пути, по которому могут пройти дети с нормальным развитием. Чтобы преодолеть эту особенность, проводятся коррекционные мероприятия, основным моментом которых является игра, в процессе которой происходит наиболее эффективное развитие речи ребенка.
В нашей повседневной работе мы используем игровые упражнения и игры, обучение происходит без принуждения радостно и весело, игровая форма организует ребенка, улучшает его мыслительную деятельность, через нее он получает новые знания и сведения, упражняет свою речь, улучшается эмоциональное состояние ребенка, развиваются психические процессы, формируются речевые навыки.
В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции [2]. Свой первоначальный жизненный опыт, способности и физическое развитие, так ему необходимые, ребенок приобретает в играх. Каждая игра сопровождается речью, в ней ребенок обучается использованию новых слов на практике, исполняя и разыгрывая какие-то сцены или роли, подражая взрослым или детям.
Для детей-дошкольников с диагнозом общее недоразвитие речи, игра также сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В совместной игре со сверстниками такой дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, согласовывать их со сверстниками. В игре дошкольник получает и опыт произвольного поведения — учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.
На наш взгляд, все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Основной задачей учителя-логопеда является целенаправленное воздействие на ребенка с ОНР, с целью научить его последовательно, правильно и связно излагать свои мысли. Для этого используются различные игровые упражнения, дидактические, словесные, творческие игры. В игре ребенку необходимо постоянное общение, что в свою очередь стимулирует речевое развитие в целом.
Таким образом, мы пришли к выводу, что такой вид деятельности как игра, поможет организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Список литературы
Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. зав. / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для стул, высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967.
Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5.
Сергеева О.А., Шульга А.В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×