Игра – подлинная социальная практика ребенка ☼
Автор: Солодухина Светлана Александровна
Игра – подлинная социальная практика
ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является
проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка,
формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена
общества.
Игра является ведущим видом
деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к
взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития
ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра
выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё
переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Сюжетно-ролевая игра — это основной
вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра
есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на
взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и
увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник,
питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и
деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является
наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные
исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина,
Л.С.Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых
игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях.
Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют
общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит
коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но
наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития
сюжетно-ролевых игр. В соответствии с современными требованиями к дошкольному
образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для
активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка
межличностных отношений в процессе игры.
Для реализации данной цели
предполагаю решение следующих задач:
·
Создать предметно-игровую среду,
отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной
игровой деятельности.
·
Освоить современные технологии и
методы организации игры.
·
Разработать перспективное
планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по всем возрастным группам.
На данном этапе освоила современную
технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н.А. Коротковой и
Н.Я Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е.В.Зворыгиной и
С.Л. Новосёловой.
За основу в своей работе беру
«Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Работая по теме, разработала
планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и
особенностями детей дошкольного возраста по средней и . Изменила форму проведения занятий, строю их в виде
игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок.
Разрабатывая собственные занятия,
стремлюсь пробудить интерес к заданию. При этом организую обсуждения с детьми
возможных вариантов игр, обеспечиваю условия для творческой самореализации. На
занятиях сочетаю коллективные и индивидуальные виды деятельности детей, отводя
приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.
В процессе работы создаю предметно-
игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в
совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета
через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.
Мною оформлены центры для игр
«Доктор Айболит»,»Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются
и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов
формирования игры, сделан стол для игр-манипуляций с предметами для развития
моторики рук.
Для развития у детей ролевых
действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и
атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера), в
изготовлении которых оказывают помощь родители.
Развитию игровой деятельности
способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового
материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и
рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.
Играя с детьми, создаю проблемные
ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые
материалы для деятельности.
В своей работе использую три принципа
организации игры в детском саду:
·
Для того чтобы дети овладели
игровыми умениями, я сама играю с детьми.
·
Играю с детьми на протяжении всего
дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваю игру особым
способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ
её построения.
·
Начиная с раннего возраста, формирую
игровые умения и одновременно ориентирую ребёнка на осуществление игрового
действия, на пояснение его смысла партнёром- взрослым и сверстником, на
создание психологического комфорта в совместной игре.
В игре с детьми принимаю позицию
играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в
возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок:
хорошо-плохо, правильно- неправильно, ибо к игре они не применимы.
В совместной игре с детьми, при
создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения,
навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
У детей детского сада появляются коллективные игры, что
создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания
, так и структуры игры. Играя с детьми средней группы, я обогащаю содержание
игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими
группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные
отношения. Для решения этих задач я использую косвенные приёмы руководства:
обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы
часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях я
сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно
перехожу к углублению содержания других.
Также я использую разнообразные
приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю
интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю
детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При
этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о
распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли ,
направляю внимание детей на подбор игрушек и т.д.
В средней группе, участвуя в игре,
беру на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру
или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.
У дошкольников развивается содержание игры. В
играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные
отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых,
их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе
труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе
связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника
всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания ,
полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного
опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали
участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в
повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для
меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром
которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку,
что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с
другими ролями.
Я считаю, что одним из эффективных
средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые
разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми,
однако по форме она совершенно отлична от игр воспитателя с детьми на
предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание»,
которая протекает чисто в словесном плане.
Организуя игры с детьми старшего
дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию,
формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное
развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Во всех возрастных группах
периодически предлагаю новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а
стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаю изменения в их
настроении, поведении и самочувствии.
Как можно чаще хвалю и поощряю
каждого ребёнка , чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе
стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё
неповторимое творчество.
Как показала диагностика
эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень
коэффициента удовлетворённости, в группе нет изолированных детей.
Работая по данной теме, я пришла к
выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:
·
Обеспечение здорового образа жизни
ребёнка;
·
Приобщение к общечеловеческим ценностям;
·
Соединение знаний с собственной
активностью детей;
·
Социально – нравственное развитие ребёнка
и формирование его самосознания.
Работая с детьми в группе, создаю
обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В
результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают
во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и
самостоятельны в игре.
Литература.
1. Программа воспитания и обучения в
детском саду.- ред.Васильевой М.А.,М 2004г.
2. Воспитание с любовью и логикой. —
Барнаул 1998 г.
3. Дошкольное воспитание — Журнал.
— № 4-8, 1989 г.
4. Дошкольная педагогика — Журнал.
— №4-5, 2004 г.
5. Дошкольная педагогика. — М.,
2000. — Козлова С.А., Куликова Е.А.
6. Организация сюжетной игры в
детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
7. Как развивать таланты ребёнка от
рождения до 5 лет. Фридман Д. — М.: Центр «ПРО» 1995 г.
8. Н.В. Краснощёкова.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007 г.