«Игра-путешествие, как одна из эффективных форм развития старшего дошкольного возраста»

Автор: Ковалевская Оксана Николаевна

Статья «Игра-путешествие, как одна из эффективных форм 

развития старшего дошкольного возраста» 

Ковалевская Оксана Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 46» 

г. Братск 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации: 

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; 
  • формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); 
  • овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; 

Одной из форм образовательного процесса, способствующей наиболее эффективному решению перечисленных задач является игра-путешествие. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, в процессе которой происходят качественные изменения в психике и сознании ребёнка, формируются те или иные качества личности, воспитывается отношение к окружающей действительности и социуму. 
    Игра как метод развития ребенка - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания социального мира. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, С.Н. Николаева назвала игровой обучающей ситуацией (ИОС). Правда она раскрыла её суть и значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Как показывает практический опыт, данная форма является эффективной и в общем развитии дошкольников. 


По определению С.Н. Николаевой, ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; 
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда; 
  • в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; 
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; 
  • воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. 

     Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

     Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

     Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

     В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

     Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями.

Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

    Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

 

 

 

     Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр. В ходе игры-прогулки по улице в качестве пешеходов дети закрепляют знание дорожных знаков, правил безопасного поведения на улице. Данные представления закрепляются в процессе игровых заданий, которые выполняют в специально организованной игровой обстановке: нарисованная на полу проезжая часть с игрушечными автомобилями, пешеходный переход из полосок бумаги, остановка, выстроенная с помощью обычных детских стульчиков, стойки с дорожными знаками. Важно заинтересовать детей предстоящей деятельностью, например, пригласить их в музей, до которого необходимо добраться пешком, соблюдая правила движения пешеходов. 

     Путешествие по улицам родного города может происходить на воображаемом виде транспорта. Детям предоставляется возможность выбора. Обсудив плюсы и минусы всех видов предложенного транспорта, дети решают, что самый подходящий для передвижения по городу с большим количеством детей транспорт это автобус. В данной игре целесообразно использовать компьютерную презентацию с фотографиями достопримечательностей родного города. Дети, «виртуально посещая интересные места», в игровой форме получают новые знания о родном городе, чему способствует обязательная в игре роль экскурсовода, которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, узнают на фото уже знакомые, получают самые различные сведения о жизни города, учатся любить и гордиться им. Вовлечение детей в различные ситуации в сочетании с деятельностным подходом, например «уборка мусора» на берегу воображаемого пруда, способствует воспитанию у них ценностного отношения. 

    Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Путешествие по родному городу» воспитатель исполняет роль экскурсовода, дети - роль экскурсантов (это главные роли). Сопутствующие роли - это шофер автобуса, на котором едут дети; кассир, который продает билеты. Если будут подготовлены атрибуты, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. 

     Чтобы игра была полноценной и через неё возможно было реализовать поставленные дидактические задачи, педагогу необходимо тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с детьми, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Важно не только сообщать детям определённую информацию, но и вовлекать их в интересную увлекательную деятельность: например путешествуя по островам разных настроений дети учатся узнавать различные эмоциональные состояния, уважительно относится друг к другу, правильно вести себя по отношению к окружающим. «Освобождая» жителей сказочной страны от чар злого волшебника, который украл у них хорошее настроение, дети учатся договариваться, согласовывать свои действия. Это происходит в процессе выполнения таких игровых заданий как: проведи девочку с закрытыми глазами по воображаемому мосту, обходя препятствия; совместными усилиями превратить заколдованную закорючку в предмет; составить в парах предложение по картинкам, которое подскажет дорогу к замку злого волшебника. Такие задания способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений и сплочению детского коллектива. Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию. 

     Игра-путешествие может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. 

Для решения поставленных задач  также можно предложить детям игры путешествия по страницам конвенции прав ребёнка, в театр, в «Страну добрых поступков», в «Страну мальчиков и девочек» и другие. 

    Таким образом, игра-путешествие позволяет организовать реальное «сейчасное» проживание активного отношения к вполне определенным явлениям жизни в противовес сообщению определённой информации и обучению нормативным действиям. Игры-путешествия способствуют формированию у детей активной социальной позиции, воспитанию самостоятельной творческой личности. 

Список литературы: 

1. М.В. Ильина «Чувствуем – познаем – размышляем», М.: «Аркти», 2014 г.

2. С.А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», М: «Academ»А, 2012 г. 

3. Л.Л. Мосалова «Я и мир», С-Пб.: «Детство-пресс», 2011 г.

4. С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников», М: Издательство ГНОМ и Д, 2013 г.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x