Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству." | Сычева Юлия Владимировна . Работа №239381

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сычева Юлия Владимировна
В статье раскрываются особенности развития игровой деятельности детей на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству

Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития игровой деятельности детей на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству.

Ключевые слова: ранний возраст, игровая деятельность, дошкольное детство, детский сад.

 

Задачи всестороннего воспитания детей в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связанны существенные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, 3.М.Богуславской, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов. Своевременно и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

У детей в возрасте от трех до шести месяцев постепенно развиваются движения рук. В три месяца ребенок обычно случайно наталкивается на игрушку, подвешенную низко над ним. В четыре месяца дети захватывают и ощупывают игрушку, которая висит на расстоянии вытянутых рук. В пять месяцев ребенок уже принимает игрушку из рук взрослого. В шесть месяцев малыш сам свободно берет игрушку.

Чтобы сформировать у детей умение брать и удерживать предмет, сначала ему подвешивают небольшие игрушки, которые удобны для захватывания, например погремушки с шариками на кольце. В пять месяцев взрослый учит ребенка брать игрушку из рук. Например, он может поднести погремушку, акцентируя сосредоточение на ней, затем коснуться ею руки ребенка, вызывая тактильное ощущение и желание взять игрушку. Побуждая ребенка к активным движениям, следует упражнять ребенка в умении брать игрушку, находящуюся сбоку, над лицом, удерживать одновременно два предмета.

Психическое развитие ребенка второго полугодия первого года жизни связано с формированием предпосылок целенаправленных действий с предметами. Вначале у ребенка появляется в желание повторять действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной руки в другую.

В период от девяти месяцев до одного года происходят изменения в деятельности детей с игрушками. Появляется способность соотносить нанизывать колечки на палочки, вставлять вкладыши в отверстия, подносить ложку ко рту куклы и т. п. Специально организуемая взрослыми игровая деятельность ребенка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления. Малыш может нанизывать на палочки вначале кольца от погремушек, а затем – кольца пирамидки, «кормить» не только куклу, но и мишку. Направленность действий на получение результата способствует развитию произвольности. Значительное число разученных действий с игрушками служит основой, на котором строится игровая деятельность на втором году жизни.

Воспитатель должен следить за правильным использованием игрушек, предупреждать появление простых действий с ними: постукивания, разбрасывания и т. д. Видя, что ребенок устал заниматься игрушками, педагог может переключить его на другую игрушку и действия с ней. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к важным для их развития игрушкам, необходимо на некоторое время убирать их.

Для игры детям этого возраста можно давать разнообразные вкладыши: чашечки, формочки, вкладные кубы, грибочки для втыкания в отверстия, шаробросы, пластмассовые кубики, кирпичики, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертывания их. Пирамидки, кубики и другие игровые пособия следует предлагать для самостоятельной игры только после того, как дети научатся обращаться с этими предметами в процессе занятий.

С целью разучивания имен детей, а также и названий игрушек можно провести игру в прятки. Прозрачный платочек набрасывается на голову малыша. «Где Маша?» — спрашивает воспитатель. Дети стягивают платок и радуются появлению ребенка. Таким же образом обыгрываются игрушки («Где машинка?», «Где мячик?») и разучиваются их названия.

На втором году жизни ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками.

Необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках (мягкие животные, куклы, мячи, корзинки, мешочки и др.), возить за веревочку (машинки и т. п.) катать (каталки, игрушки на колесах и пр.).

Воспитатель следит за тем, чтобы дети были активны и деятельны. Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции радости, испытываемые детьми во время игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют разнообразные движения: встают на носочки, нагибаются и смотрят под мебель и т. д.

Значительную ценность имеют игры с музыкальным сопровождением. Хлопки, притопывания, приседания в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

В процессе игр происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие. Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш одного года и девяти месяцев по предложению педагога может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

На протяжении второго года жизни игровые действия детей усложняются. В начале года они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность. Но сюжетной игры еще может не быть, потому что дети еще не могут выстраивать события в последовательности. Возникновению сюжетной игры помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Воспитатель выступает в роли режиссера и обыгрывает бытовые ситуации с куклами («Кукла Маша идет в детский сад», «Кукла Маша идет в гости к Зайчику», «Мама укладывает дочку спать» и др.). В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Игры инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.

В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

Воспитательное значение игры во многом зависит от мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

 

 

 

Список использованной литературы

Воспитание детей раннего возраста/ Под ред. Г. М. Ляминой. 3-е изд., перераб. и доп.

-

М.

: Просвещение

,

201

1.

Психологи

я и педагогика игры дошкольника

. Под.ред. З

апорожца А.В. и Усовой А.П. - М.

Просвещение

, 2008

. -220

с

.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990

Руководство игр детей в дошкольном учреждении

.

Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А.

Васильевой. – М.: Просвещение, 200

6.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×