Игровая технология как средство успешной социализации дошкольников. ☼
Автор: Жигало Ольга Михайловна
Игровая технология как средство успешной социализации дошкольников.
О.М. Жигало, воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад №38» г. Лысьва
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Любой педагог знает, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому именно игру использует воспитатель для первичного приобщения ребёнка к социуму. В данном случае игра учит ребёнка добровольному подчинению общим правилам, формирует способности к общению, воспитывает чувство ответственности за свою группу, благородного стремления показать свои возможности в действии, совершаемые ради группы.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Как говорил Л.С. Выготский « Игра-пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок». Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детский игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
К особенностям игровой технологии, способствующей социализации детей можно отнести:
-разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире,
-эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом,
- практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социального адекватного поведения.
В игровой технологии используются различные методы и приёмы:
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки (создание игровых ситуаций, обыгрывание игрушек, сюрпризность, эмоциональность, внезапность появления, исчезновения; изменение местонахождения игрушек, показ предметов в разных действиях, интригующие обстановки…)
Словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок. Разговор, беседа, рассматривание картинок, инсценировки, использование художественного слова.
Наглядные: Показ предметов и игрушек, наблюдение, рассамтривание, показ образца, разные виды театров.
Практические: Упражнения, совместные действия воспитателя и ребёнка, поручения.
Реализация игровых приёмов и ситуации в образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед ребёнком в форме игровой задачи; образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
-развивающий материал используется в качестве её средства, в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Условия реализации игровой технологии:
1. Используется работа малыми группами (группы ровесников). Оптимально использовать группы из 6 детей( их можно разделить на «тройки» и «двойки» (пары)). Деятельность дошкольника в малых группах оптимальна для возникновения у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
2. Образовательная деятельность сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с игрушками, могут общаться в разных уголках группы.
3. Игровая технология предполагает вариативность, интеграцию всех видов деятельности. Развитие ребёнка происходит в игровой форме, используются различные игры, которые развивают психические процессы, личностные качества.
В настоящее время в игровой технологии выделяют следующие компоненты:
Мотивационный (установочный момент, игровая ситуация);
Ориентационно-целевой (задачи игры);
Содержательно-операционный (правила игры, игровое действие);
Ценностно-волевой (игровое состояние);
Оценочный (результат игры).
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
-для освоения темы или содержания изучаемого материала;
-в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
-как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.