Игровая технология на уроках информатики в начальной школе | Немкович Елизавета Сергеевна. Работа №299245
Автор: Немкович Елизавета Сергеевна
Недостаточно обучить только навыкам работы с компьютером на уроке информатики. Необходимо повысить у детей интерес к учебе, учитывая специфику развития мышления младшего школьника. В статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе на уроках информатики, как мотивационного компонента в обучении.
Огромная роль принадлежит учителю информатики, который может научить ребенка творчески использовать современные технические средства и информационные технологии в своей учебной, а впоследствии и в профессиональной деятельности. Очень важным является изучение предмета «информатика» с начальной школы, потому как именно здесь закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать и развивать в дальнейшем.
Игровая технология на уроках информатики
в начальной школе
Немкович Е.С., учитель информатики
МБОУ «Гимназия №71» («Радуга»)
г. Кемерово
Аннотация. Недостаточно обучить только навыкам работы с компьютером на уроке информатики. Необходимо повысить у детей интерес к учебе, учитывая специфику развития мышления младшего школьника. В статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе на уроках информатики, как мотивационного компонента в обучении.
Ключевые слова. Начальная школа, игровые технологии, дидактические игры, младший школьник.
В современном мире высоких технологий и информатизации совершенно недопустима техническая безграмотность, любые знания грамотный человек должен уметь находить и применять с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Огромная роль принадлежит учителю информатики, который может научить ребенка творчески использовать современные технические средства и информационные технологии в своей учебной, а впоследствии и в профессиональной деятельности. Очень важным является изучение предмета «информатика» с начальной школы, потому как именно здесь закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать и развивать в дальнейшем.
Обучение основам информатики младших школьников носит свои особенности, связанные с развитием внимания, мышления, памяти детей данного возраста.
Начиная с семи лет у детей происходит интенсивное развитие интеллекта, поэтому совершенствуются способности мышления, обобщения и абстрагирования (переход от конкретного мышления к абстрактному). Свои особенности в этом возрасте имеют такие психические процессы, как внимание и память.
У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.
Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Говоря о памяти учеников начальной школы, нужно отметить, что у них постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.
Развитие памяти в детей начальной школы обусловлено усвоением в ходе учебного процесса различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Без преднамеренной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей неосознанно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет характерны ситуации, когда ребенку намного проще запомнить что-то без применения каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», - ученик этого возраста чаще всего отвечает: «Незнаю, запомнил и все».
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен не только помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, но и эффективно выстраивать процесс обучения и добиваться планируемых результатов.
Результатом грамотно применённой педагогической технологии, как и раз и станет достижение учащимся заранее запланированных результатов обучения.
Организовать внимание ребенка на уроке в начальной школе помогают игровые технологии. Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса. Для учащихся игра, прежде всего – увлекательное занятие.
На начальном этапе обучения можно использовать карточки, где дети должны будут найти отличия (карточки можно раздать, можно подготовить электронный вариант для работы всем классом или индивидуально). Сложность зависит от возраста, поэтому для учеников 1-2 класса подбирают картинки с крупными элементами и неброскими красками, количество отличий ограничить от 5 до 7 объектов, а для тех, кто ходит в 3-4 класс, подобрать яркие рисунки и количество отличий увеличить от 7 до 10.
Игры постепенно можно усложнять и использовать такие, в которых нужно находить общее, описывать в деталях увиденное или прочитанное. Например, игра «Помню всё» предполагает запоминание цепочки слов определенной тематики, «Назови цвет» запоминание словам, обозначающими цвет. При этом сами слова напечатаны шрифтом другого цвета, например, слово «красный» будет черным, а «синий» – зеленым. Задачей ребенка будет сконцентрироваться и назвать лишь слова определенного цвета.
Для усовершенствования памяти ребенка продуктивна игра «Что изменилось?». Для нее подготавливают 10-15 мелких предметов, которые раскладываются на столе. Ребенок должен 30 секунд рассматривать их, затем развернуться к столу спиной, а в это время учитель поменяет расположение 3-4 вещиц. Когда ребенок повернется к столу лицом и внимательно осмотрит предметы, он должен выявить изменения.
По мере овладения навыками работы с компьютером, ученики на компьютере самостоятельно создают задания на развитие внимания и памяти, используя программы Power Point и Paint, предлагают отгадать задачки своему соседу по парте. Игра перерастает в соревнования и с выбором победителя, который ни разу не ошибся.
Использование компьютерных игр способствуют формированию у воспитанников рефлексии своей деятельности, позволяет детям наглядно представить результат своих действий. Компьютерная игра – это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.
Компьютерные игры имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.
Компьютерные игры в отличие от других видов игр, позволяют ребёнку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведёт к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Компьютерные игры приобретают огромные преимущества по сравнению с другими играми. Они открывают путь к осознанию своей деятельности. Поэтому умеренное увлечение компьютерными играми является полезным инструментом для обучения детей.
Учеником нашей гимназии на платформе Scratch была разработана игра «Космические исследователи», где детям давались различные задания по пройденным темам. Например, шифровка и дешифровка, где детям было необходимо помочь собаке Марсу расшифровать или зашифровать какие-либо данные. Благодаря такой игре дети учатся не только придумывать задания для проверки своих знаний, но и развивать интерес к предмету, творческую активность, развивать у воспитанников общение при совместной работе.
Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Применение гимнастики для глаз, различные физкультминутки, которые активизируют внимание учащихся, повышают способность к восприятию учебного материала, дают возможность учащимся «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний, позволяют сберечь здоровье учащихся, особенно при работе на компьютере.
Применение данных технологий на уроках принесло свои результаты: дети с интересом начали посещать уроки, самостоятельно искать дополнительную информацию самостоятельно, стали предлагать свои игры для закрепления или повторения пройденного материала на уроке.
Претерпела изменения и структура урока, неотъемлемой частью которого стали игровые моменты, физминутки, минутки отдыха и релаксации:
1. Организационный момент (1-2 мин.).
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин.).
Проверка Д/З (3-4 мин.).
Физкультминутка (1мин.).
Объяснение нового материала или работа по решению новых задач, работа в тетрадях и т.д. (10-12 мин.).
Выдача Д/З с комментариями (2-3 мин.).
Физкультминутка (1мин.).
Работа за компьютером (8-10 мин.).
Релаксация (1 мин.).
Подведение итогов (2-3 мин.).
Информатизация общества предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. Информатику как учебный предмет в начальной школе ввели сравнительно недавно, что сказывается на неопытности и непрофессионализме преподавания данной дисциплины. Для учителя важно соответствовать новым стандартам, знать предмет и преподавать его, опираясь на психолого-физиологические критерии ребенка.
В данной работе показаны возможности мотивационного компонента в образовательном процессе в обучении. Диапазон использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе очень велик. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Игра позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.