Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровая технология профилактики и коррекции поведения старших дошкольников (на примере игр с правилами) | Волокитина Татьяна Алексеевна. Работа №238955

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Волокитина Татьяна Алексеевна
       Универсальным  методом коррекции, который, с одной стороны,  мог бы использоваться воспитателями, специалистами и родителями дошкольников, а с другой стороны, быть привлекательным для малышей,  является игра, а точнее игры с правилами. В стате представлены методические рекомендации и технология использования  двигательных  игр с правилами при организации развивающего взаимодействия с дошкольниками и младшими школьниками.

     

Игровая технология профилактики и коррекции поведения старших дошкольников (на примере игр с правилами)

Универсальным методом коррекции, который, с одной стороны, мог бы использоваться воспитателями, специалистами и родителями дошкольников, а с другой стороны, быть привлекательным для малышей, является игра, а точнее игры с правилами. Они хороши тем, что в них чётко прописаны требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушать игру (так он научается регулировать своё поведение на доступном двигательном уровне).

Методические рекомендации воспитывающим взрослым

по организации

игр с правилами

Игры, вошедшие в данную разработку, вписываются в контекст любой другой детской деятельности. Если их использовать целенаправленно, ожидая результат, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

Главная цель

, стоящая перед воспитывающими взрослыми - освоить технологию двигательных игр с правилами, а цель для детей – научиться регулировать своё поведение на двигательном уровне с помощью подвижных игр.

Акцент при коррекции неконструктивного

поведения старших

дошкольников сделан на использование подвижных игр с правилами. Выделяют два вида игр с правилами: подвижные игры и дидактические игры. Подвижные игры повышает активацию мозга, тренирует ловкость, координацию движений, развивают пространственные представления, способствует развитию

саморегуляции

. Дидактические игры развивают восприятие, память, внимание, мышление и речь. Оба вида игр способствует развитию функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности на доступном для дошкольника уровне. Играть в дидактические (настольными) играми с правилами можно после освоения подвижных игр либо параллельно, используя аналогичную технологию.

Не следует воздействовать одновременно на все дефицитные факторы. Вначале следует использовать игры, в которых исключается параллельная нагрузка на две или несколько дефицитных способностей.

 

 

 

Что важно знать воспитывающим взрослым при организации игр с правилами?

В основе данной технологии лежит

нейропсихологический подход

. Он предполагает овладение ребёнком, в первую очередь, умением регулировать

поведение на

уровне движений, а уже потом - на уровне произвольного поведения. Таким образом,

вначале целесообразно

играть с ребёнком в двигательные игры с правилами (когда дошкольник осуществляет движение по словесной команде и оно должно быть определённым образом осмысленно, «перекодировано», на основании чего он даёт команду произвести действие), а затем – в дидактические (настольные) игры.

В играх с правилами необходимы подробные инструкции взрослого, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности

к построению

собственной программы.

Вначале игры правила озвучиваются взрослым и по – возможности, в кратком виде вывешиваются на доску, стену.

На протяжении игры необходимо акцентировать внимание ребёнка, на правилах, и его возвращение при уходе от них.

Игры с правилами следует подбирать от простых (одно правило), к

сложным (

3-4 правила). Например, простая игра (с одним

правилом) -

«Весёлая игра с колокольчиком». Цель: развитие слухового восприятия. Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Сложная игра (несколько правил)

- «

Диспетчер и самолёты». Цель: развитие слухового внимания, умения быстро переключаться, контролировать свою деятельность, сдерживать импульсивные реакции. Участвуют 2 – 4 человека, которые стоят по углам ковра или комнаты. Каждый угол имеет свой номер, по сигналу диспетчера названные номера самолётов меняются местами.

Обязательно приписывание ребёнку роли ведущего или лидера, что автоматически повышает его

доминантность

,

а следовательно

, уровень его произвольной регуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг

В процессе проведения игр с правилами важна не столько содержательная оценка деятельности ребёнка, сколько эмоциональная. Важно менять формулировки похвалы в игре «Сегодня у тебя

получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что старался, а это самое главное».

Система поощрения и наказания обязательна в каждой игре.

Она разрабатывается

всей группой в самом начале игры или воспитывающим взрослым вместе с ребёнком, если он играет вместе с родителями. Наказанием может служить «правило трёх предупреждений» и выбывание на «скамейку запасных». В качестве поощрения могут служить разные призы, фишки, бонусы, которые заносятся на индивидуальный «Лист

успеха» ребёнка

, выбор музыки для сопровождения занятия, ведущей роли в игре и т.д.

Для поддержания интереса ребёнка к уже знакомым играм важно придумать усложнения.

Для усложнения игр с правилами целесообразно

:

подключить к игре действия, требующие от ребёнка большей внимательности, наблюдательности (н – р, прежде чем закрыть фишкой каждое нечётное число (или домашнее животное), необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик или заполнять одновременно не одну, а две клеточки; в двигательных играх с правилами - прежде чем пересесть на нужный стул, необходимо хлопнуть в ладоши или сказать: «Пока!»);

внести в игру дополнительные запреты (2 -3) и тем самым усилить элемент произвольности (например, запрещается переспрашивать ведущего, какую цифру он назвал, поднять руку, не называя

цифры или

быстро показывать цифры, а не говорить);

ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности – усложнить игру новыми правилами, придуманными самими детьми.

 

Сбой в игровом коррекционном процессе может произойти в тех случаях, если:

взрослый предоставляет участникам игр излишнюю свободу, ограничиваясь позицией наблюдателя. На первых порах взрослый – ведущий, судья, рефери

– это

обязательное условие;

взрослый излишне часто и жёстко вмешивается в ход игры, не давая ребёнку возможности самому направлять себя правилами или пресекает его попытки творчески изменить содержание игры;

несоблюдение

детьми ритуалов

и временного регламента (желательно, чтобы время игр дозировалось, начало и окончание оповещалось звуковым сигналом – звонком, колокольчиком или песочными часами).

Обобщая вышесказанное следует заметить, что успех коррекции неконструктивного поведения детей с использованием двигательных игр с правилами во многом зависит от умелой организации и руководства со стороны взрослого и игровая технология, основанная на нейропсихологическом подходе может стать эффективным инструментарием для любого взрослого (педагога – психолога, воспитателя, учителя или родителей) и приятной и желаемой деятельностью для ребёнка.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×