Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровые методы и приемы при формированиизвуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. | Маркина Наталья Павловна. Работа №240370

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Маркина Наталья Павловна
игры для активизации, автоматизации, диффференциации звуков изолированно, в слогах, словах и фразовой речи 

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Замечено, что дети старшего дошкольного возраста, имея полноценный слух и интеллект, не готовы к овладению школьной программой из-за недостаточного развития фонематического восприятия.
Дошкольный возраст наиболее сензитивный (благоприятный) для
воспитания звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры предполагает решение следующих задач:
Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Формирование правильного звукопроизношения.
Выработка дикции (отчетливое, внятное произношение звука, слова и фразы в целом).
Формирование выразительности речи (умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами и разнообразными интонациями).
Воспитание орфоэпически правильной речи (умение говорить согласно нормам литературного произношения. Сюда входит и ударение).
Воспитание культуры речевого общения как части этикета (тон речи, навыки поведения в процессе общения).
В звуковой культуре речи выделяют два раздела:
произносительную сторону речи и речевой слух.
Поэтому и работу я веду в двух направлениях:
1 направление: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов.
2 направление: развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха)
Воспитание звуковой стороны речи детей осуществляется в условиях детского сада в двух формах:
1. обучение на занятиях;
2. воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.
Работу по звуковой культуре речи вне занятий я провожу на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.
Ведущими в моей работе являются наглядные методы и игровые приемы.
Этапы работы над звуками.
1 этап –Подготовительный этап (уточнение движений органов артикуляционного аппарата)
2 этап- Этап появления звука (уточнение звука или его вызывания по подражанию, фиксируя внимания ребенка на звучание и артикуляцию)
3 этап- Этап автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. 4 этап – Этап дифференциации смешиваемых звуков. (Этапы работы на экране)
На первом этапе выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В нашей группе артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в комплексе с самомассажем лица, пальчиковой гимнастикой, массажем для рук - перед утренней гимнастикой . На втором этапе при работе над изолированным звуком вношу символ – змейку. Предлагаю детям пошипеть, как змея. Обращаю внимание детей на следующее: губы вытянуты вперед, язык вверху, между зубами щель, в которую проходит теплый воздух. Далее отрабатываем четкое произношение, используя игровые приемы.
Лабиринты (Ребенок пальцем ведет по лабиринту и шипит).
Рисуем змеек на песке (шипим).
Ловим звук. Называю звуки. Дети хлопают в ладоши, услышав нужный звук.
Пальчики здороваются. Дети большим пальцем поочередно прикасаются к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит заданный звук или слог. Слежу за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук.
Маленькие ножки бежали по дорожке. Указательным и средним пальцами ребенок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный звук. Сначала медленно, потом быстро.
После того, как дети четко научились произносить звук, знакомлю с буквой.
Закрепляем с детьми знания: Звук слышим и произносим. Букву видим и пишем.
Печатную букву лепим; вырезаем; выкладываем бусинами, желудями, шишками, ракушками на песке; пишем на одноразовых тарелках по манке; вдавливаем бусины, фасоль, крупу в пластилин (папка – раскладушка Тренируем пальчики – развиваем речь).
На третьем этапе сначала автоматизируем звук в слогах.
Игра на пианино. Дети играют пальцами по краю стола, напевая слоги на мотив известных песен.
Поднимись по лесенке, напевая песенки (Дети поют слоги – тихо, громко, весело, сердито, поднимаясь пальчиками по лесенке ).
Слоговое лото. Дети читают слоги на картинках (Помоги детям собрать орешки, яблоки, надуть шары).
Проведи слог по звуковой дорожке - по ровной дорожке слог нужно вести спокойным, негромким голосом; другая дорожка по кочкам – произносим, то громко, то тихо. Третья дорожка ведет в гору – в начале произносим тихо, а затем все громче и громче.
Автоматизация звука в словах.
Лабиринты.
Волшебная палочка. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, изменять слово по образцу (шина – шины, шуба – шубы и т. д.).
Жадина. Называем картинки со словами: мой, моя, мое, мои: моя игрушка, мои машины, мое лукошко, мои шорты и т.д.).
Чего не стало. Закрываю одну картинку. Дети называют, чего не стало (не стало шины, шорт, мыши и т. д.).
Загадки. Я называю слова - признаки, дети показывают картинку и называют слово. Образец: яркая, заметная…афиша.
Придумай сам. Образец: шкаф какой – большой, вместительный, деревянный…
Фотограф. С помощью волшебного фотоаппарата сфотографируй (запомни) как можно больше картинок. Закрываю картинки, дети называют.
Живое – неживое. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы.
В гостях у гномов. Я называю большой предмет, дети называют маленькие. Образец: подушка – подушечка.
Четвертый лишний. Назови лишнюю картинку, четко произнося звук Ш.
Половинки. Я загадываю слово и называю его половинку. Дети добавляют недостающую часть слова и проговаривают его целиком. Образец: ша… - лаш, шалаш.
Найди пару (аналогии). Дети рассматривают картинки и составляют словосочетания по образцу: дедушка и бабушка, мышка и кошка и т. д.
Посчитай.
Дети считают предметы на картинке: одна машина, две машины, три машины и т. д.
Дети считают фрукты на деревьях из фанеры, снимая с крючков.
Улитки - Бродилки. Дети кидают кубик, продвигаются вперед, называя слова на пути.
Помоги гусенице Шуше.
Бусы. Дети нанизывают на шнурок круглые картинки с отверстием посередине. Называют слова.
Новые слова (дети меняют первый звук на звук Ш. Образец: пар – шар; губы – шубы).
Носорог
Съел ненасытный Носорог
У разных слов их первый слог.
Сказать скорее нужно вам,
Какими были те слова.
Называю короткие слова. Дети произносят слог СО, а потом повторяют эти слова.
Боль – соболь.
Кол – сокол.
Ус – соус и т.д.
Логическое лото.
Готовлю 2 стопки картинок (по 18 шт) - тематические пары:
Соль – солонка
Стол – стул
Коса – расческа и т. д.
18 картинок первой стопки делю между участниками игры.
Задаю вопрос:
- Кому солонку?
- Мне солонку. У меня есть соль и т.д.
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.
У Рассеянного перевернутые карточки. Дети по очереди задают вопросы?
- Как тебя зовут?
- Сахарница.
- Где ты живешь?
- В стакане (и т.д)
Автоматизация звука в предложениях.
Повтори чистоговорки. Ша-ша-ша – я не вижу малыша. Шу-шу-шу – дайте кашу малышу.
Закончи предложение по картинкам.
1. Маша смеется, потому что …ей подарили куклу. Ее позвали на день рождение).
2. Мышка шила Мишке шубку с …шишкой.
Рифмы. Послушай начало предложения и закончи его подходящими словами.
Образец: Ши – ши – ши – вот играют… малыши. Шок-шок-шок – разбудил наш… петушок. Сначала детям помогают картинки на столе. Затем дети сами сочиняют рифмы на заданное слово.
Придумай предложение по картинкам, чтобы имя героя было со звуком Ш.
(Образец: Паша и Маша нашли ландыши. Антошка кушает кашу.).
Звук в фразовой речи, стихотворениях, рассказах.
Составь рассказ по опорным картинкам.
Пересказ с картинками.
Выучи стихотворение и выложи картинки (цветными палочками, бусинами, желудями и т.д.) по образцу.
Логические задачки. Образец: Даше, Маше и Наташе купили воздушные шары.
Даше купили шарик не с мишкой и не с мышкой.
Маше купили шарик не с мышкой и не с кошкой.
Какой шарик купили Наташе?
Дети повторяют предложения, дают ответ.
Почти все упражнения сопровождаются движениями пальцев рук. Это стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.
3 этапа:
1. Дифференциация изолированных звуков.
2. Дифференциация звуков в слогах и словах.
3. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираюсь на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.
Учу детей соотносить дифференцируемые звуки с картинками символами. - Медленно называю звуки, а дети показывают картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. - Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки.
Спрашиваю, что делают губы, язык, зубы при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков.
2. Дифференциация звуков в слогах.
Повтори слоги (парами, тройками).
Скажи наоборот (Например: ша-са (са-ша).
Найди лишний слог. Произношу несколько слогов, например са-са-са-ша. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ша).
Сыграем на пианино. Ребенок пальцами стучит по краю стола, повторяя слоги (парами, тройками; прямые или обратные слоги с дифференцируемыми звуками в нужной последовательности).
Поднимись по лесенке. На ступеньках слоги с дифференцируемыми звуками.
Дифференциация звуков в словах.
Зеркало. Дети разучивают стихотворение:
Кто-то в зеркало смотрелся,
кто-то прыгал и вертелся,
Кто-то зеркало разбил…
Кто же это был?
Прячу картинку(например, страуса) под карточку с изображением разбитого зеркала.
Ребенок сквозь прорези пытается разглядеть, кто спрятался, угадывает и отвечает:
Страус в зеркало смотрелся,
Страус прыгал и вертелся, Страус зеркало разбил…
Вот кто это был! (Далее прячется картинка на дифференцируемый звук)
Сражение. Предлагаю двум детям по 10 картинок на дифференцируемые звуки. Дети их раскладывают вдоль своего края стола. Это солдаты их армии. Кидают по очереди кубик. Предположим, выпала двойка и он говорит: Я возьму в плен двух солдат. Сорока и стул, встаньте в строй. И так далее.
Солнышко и лучики. Ребёнок показывает свою картинку, называет её, выделяя дифференцируемый звук и крепит на солнышко.
Повтори слова парами (шутки - сутки, шок - сок , крыса - крыша (Ш-С).
Будь внимателен. Перед ребенком раскладываю картинки, называю картинки по очереди. Ребенок поднимает зеленый флажок, если слово названо правильно и красный – если нет.
3. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Чистоговорки.
Ас – аш – ас
У Катюши вкусный квас.
Поэт. Читаю двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагаю ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
Рысь.
Рысь страшилки сочиняет!
Хитрость рыси не нова:
Просто рысь переставляет
В предложениях слова.
Страшилки: Сушка съела старушку.
Сарафан стирает Свету.
Сосна села на сороку.
Расставь по местам. Читаю стихотворение и предлагаю ребенку выбрать нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
- Что скатали мы зимой...?
- Что построили с тобой...?
- На крючок в реке попал...?
- Может все, хоть ростом мал...?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
Лисица с лисенком.
Лисенок целый день бормочет.
Его понять лисица хочет.
Слова лисенка так похожи,
Но значат не одно и тоже.
Слова со звуком С найдите
И их значенье объясните.
Ток – бок – кок – сок.
Танки – санки – ранки – банки.
Озорные звуки. Читаю детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грач-ей).
А также – создаем вместе с детьми ситуации в песочнице, в сенсорной коробке, а потом придумываем рассказы. Дети с удовольствием разыгрывают различные ситуации, сочиненные рассказы в театральной деятельности.
Все игры просты и доступны и помогут педагогам в развитии фонематического слуха и навыков дифференциации звуков у ребенка.
Литература:
1. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада.—3-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1980.—240 с., ил.
2. Щерба, Н. В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Белый Ветер, 2014. — 131, [1] с.: ил. 3. Егорова О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет М.: Издательство Гном и Д, 2005. 4. Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 4. ФГОС. Детство-Пресс, 2015 5. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Дифференциация согласных звуков Росмэн-Пресс, 2004 6. Шаблыко Е.И. Дифференциация сонорных звуков- Сфера, 2013 7. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007. – 63 с. 8. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Апрель, 2007. 9. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом). 10. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. Москва, ООО издательство Эксмо, 2003
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×