«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками.» | Чебану Наталья Валерьевна. Работа №239438
Автор: Чебану Наталья Валерьевна
Игра-это особый и важный вид деятельности, необходимый для развития ребёнка. Для развития игрового общения педагог может взять такую форму речевой работы с детьми, как игровая обучающая ситуация. Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются традиционными для методики развития речи: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками.»
Игра-это особый и важный вид деятельности, необходимый для развития ребёнка, в игре проявляется его личность, складывается характер.
Для развития полноценного игрового общения педагог может взять такую форму речевой работы с детьми, как игровая обучающая ситуация (иос).
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Известно 4 вида ситуаций:
- ситуации-иллюстрации
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего используются в работе с детьми младшего возраста с помощью игровых материалов и дидактических пособий.
Например: Ситуация-иллюстрация проходит в форме беседы.
Тема: «Домашние животные».
Программное содержание: -обогащать речь детей словами:
Кошка-котёнок, собака-щенок, корова-телёнок, коза-козлёнок,
Курочка-цыплёнок, рога, уши, ноги, лапы, хвост, клюв, крылья.
-умение слушать, отвечать на вопросы.
-воспитывать интерес и ухаживание за животными.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций домашних животных и их детёнышей, рассматривание игрушек, дидактическая игра «Кто как кричит?».
- ситуация-упражнение
В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывают их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия, такой вид иос используется со средней группы.
Например: Ситуация-упражнение в виде дид. игры.
Тема: «Зоопарк»
Задачи: -расширять представление детей о диких животных;
-познакомить с животными занесёнными в красную книгу;
-развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами;
-воспитывать бережное отношение к животным.
Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для зверей, записи голосов птиц и животных, загадки.
-ситуации-проблемы
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями выстраивать дальнейший сюжет игры, изменять своё игровое и речевое поведение.
Например: Ситуации-проблемы используем в играх и занятиях.
Тема: Окр. мир-экология.
- свойства воды: на окне два стакана воды, один накрыт другой нет. Почему исчезла вода?
- свойства песка: сделаем пирожки из мокрого песка и из сухого…
- помоги собрать грибы для доброй феи и для злой. Какие и почему?
Проблемную ситуацию создаём (задаём наводящие вопросы) побуждая детей выдвигать свои предположения, делать выводы и обобщения.
Игра: «Кому нужна вода?»
Знакомит детей с местожительством растений, в каких местах любит расти (на солнечной стороне или в тени, теплолюбивое или холодостойкое…).
В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод, ствол, ветви…).
-ситуации-оценки
В подготовительной группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей.
Например: Ситуации-оценки можно использовать при рассказывании сказок. Сказки воспитывают такие чувства как: доброта, нравственность…
Дети самостоятельно могут оценивать героев в ходе игр-драматизаций, они выбирают не только положительных героев но и отрицательных, моделируют своё поведение в соответствии с характером героев: добрый-злой, честный-лживый…
Игра: «Пирамида добра».
Дети встают в круг, в середину встаёт ведущий:
-«Что можно доброго, хорошего пожелать друг другу, всем нам?».
Ведущий протягивает руку вперёд и говорит пожелание….за ним говорят остальные и кладут свои ладони сверху друг на друга….
Выстраивается пирамида из рук, потихоньку ведущий раскачивает со словами: « Пусть наши пожелания сбудутся!»….вскидывает руку вверх и пирамида рассыпается.
Вывод: Дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации
( каждый по своему…).
Формы проведения иос:
- беседа;
- игры-путешествия;
- игры драматизации;
- игры-импровизации.
Статью подготовила воспитатель Чебану Наталья Валерьевна.