Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Игровые приемы при автоматизации звуков" | Шевцова Татьяна Ивановна. Работа №209636

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шевцова Татьяна Ивановна
В статье подробно описаны игровые приемы в работе при автоматизации звуков.

Шевцоваа Татьяна ИвановнаУчитель-логопедМБДОУ Детский сад Машенька города Абакана
Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков
Учителям-логопедам, родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить его интерес. Только положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной работы.
Для успешного и эффективного закрепления поставленного звука предлагаю подборку игровых заданий, при выполнении которых однообразный, скучный процесс повторения превратится в интересную и увлекательную игру для всей семьи.
Для успешной и более быстрой автоматизации звуков речи родителям необходимо организовать для ребёнка ежедневные тренировки по 5-10 минут. Лучше всего проводить их в игровой форме, но не обязательно садиться за стол. Можно автоматизировать звуки даже во время прогулки на улице, ожидая приёма врача в поликлинике, по дороге в детский сад, дома на диване или на ковре.
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.Волшебные кнопочки.Ребёнок проговаривает звук, слог или слово, нажимая пальцем на воображаемую кнопочку. Можно на листе бумаги нарисовать какие-нибудь геометрические фигурки – кружочки, квадратики.
Колечки.Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог или слово. Упражнение можно выполнять сначала с указательного пальца, затем с мизинца.Цветок.Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).Пирожки.Лепим воображаемые пирожки с волшебной начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово. На каждый пирожок по слову.
Ладошки.Ребёнок держит руки ладонями вверх,взрослый произносит слог (слово, предложение, строку из стишка) и хлопает по ладошкам ребёнка. Ребёнок повторяет задание и хлопает по ладоням взрослого.Крыша.Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).Пианино.Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.Для упражнений Колечки, Крыша, Пианино можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – ласковый, и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.Скажи столько же. Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Автоматизация звука впроцессе продуктивной деятельности. Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут следующие упражнения.
Рисованиепалочек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке.
Лепкашариков из пластилина.
Упражнения с различными предметами.Песочные часы– проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.Юла (маленький волчок)– проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.Массажный мяч– проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием, перекладыванием из ладони в ладонь.
Волшебная верёвочка.Ребёнок, проговаривая слоги, слова, предложения, наматывает верёвочку на пальчик.Скрепкискрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет, если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).Бусинки– собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].Прищепки– цепляем прищепки на какую-нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.Мозаика– собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.Мяч.Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Кубик.Ребёнок бросает кубик с точками. Сколько точек выпало, столько раз ребёнок проговаривает слово.Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Взрослый даёт задание, например, выбирать только белую (крупную, красную) фасоль и называть слово с заданным звуком. Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речи, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.Альпинист. На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами или ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
Узелки. Ребёнку предлагается шнурок с завязанными узелками. Надо развязать узелок и произнести заданный речевой материал (звук, слог, слово, предложение).Дорожки и лабиринты.Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он бежит по дорожке.Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками, кружочками для какого-нибудь героя.
Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений –следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя-логопеда!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×