Статья Игровые технолгии в ДОУ для развития связной речи. Автор: Шаповалова Виктория Викторовна

Автор: Шаповалова Виктория Викторовна
Виды игр

Методы и приемы использования игр в ДОУ

Связная речь и приемы ее активации


Автор: Шаповалова Виктория Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно - педагогическая работа

 

Педагогические советы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игровые технологии В ДОУ для развития связной речи дошкольников младших дошкольников».

 

1.      Актуальность проблемы речевого развития. 

2.      Итоги тематического контроля речевого развития воспитанников.

3.      Профилактика речевых нарушений у детей. 

4.      Деловая игра. Стимулирование речевой активности детей в детском саду. Формирование предпосылок связной речи у дошкольников

5.      Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата.

 

 

 

1.      Актуальность проблемы речевого развития. 

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что проблема речевого развития малышей актуальна для меня. Согласно педагогической диагностики, проводимой с каждым ребёнком при поступлении в наше учреждение, выявлен низкий уровень развития речи у всех детей. В связи, с чем встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течение всего времени пребывания в Центре.

Но специфика нашего учреждения состоит в краткосрочном пребывании детей в условиях Центра. Поэтому перед специалистами, в частности у педагогов стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени.

Исследования показали, что большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок- уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательное воздействие, а также собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Чтобы ответить на этот вопрос, мной были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как, в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; детям раннего возраста свойственна подражательность, лёгкая внушаемость.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка. Для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи.

Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания.

Так в своей практике использую современные игровые технологии по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста вне занятий.

Опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.

И этот пробел восполняем мы педагоги - общаясь с детьми с утра до вечера, во всех режимных моментах.

1. Речь и речевое общение через сенсомоторное развитие ребенка.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

 

Цель и задачи работы:

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в разных видах деятельности.

 

Задачи:

Обучающие:

Обогащение, уточнение и активизация словаря на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;

Организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств);

Развивающие:

Целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов построенных с опорой на наглядные материалы

(

игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Развитие обще

й и мелкой моторики пальцев рук, фонетико-фонематический слух, речь.

Воспитывающие:

Воспитываем культуру речи, доброту и отзывчивасть.

 

Методы и приёмы игровых технологий, используемых в работе

В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи:

Подвижные игры с текстами.

Народные и хороводные игры

Настольно-печатные и дидактические игры

Игры-драматизации

Игры-манипуляции

Сюжетные пальчиковые упражнения

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Пальчиковые

кинезиологические

упражнения («гимнастика мозга»)

Пальчиковые упражнения в сочетании с

самомассажем

кистей и пальцев рук.

 

Подвижные игры с текстами – игры нередко сопровождаются стихами и песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизирует внимание.

Настольно-печатные и дидактические игры- это форма обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. Существуют следующие виды игр:

Игры-путешествия- призваны усилить впечатления, обратить внимание , на то что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы.

Игры – поручения .В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предложения – перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.

Игры – беседы. В основе лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное.

 

Игры – драматизации. Важно научить детей не только научить не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

 

Пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

Игры- манипуляции-Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения- к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой- ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Пальчиковые-кинезиологические упражнения «гимнастика мозга»-предложены И.Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.

 

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность опыта работы.

 

Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. При этом учитывается принцип взаимосвязи всех видов деятельности, а вариативность выполнения заданий позволяет развивать у детей креативность, индивидуальные способности.

Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых нарушений. Они проводятся воспитателем в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна) и направлены на развитие восприятия и представлений об окружающей жизни, речевых норм ( правильное произношение, грамматическая правильность речи, богатство словаря, логичность высказывания). Игры могут проводится, как со всеми детьми, так и с небольшим количеством детей разного возраста .

 

Методы и приёмы игровых технологий :

 

Все игры организуются с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», « Уложим куклу обедом» участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию.

Дидактические игры « Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», « Угадай, что я делаю, «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры следует строить таким образом , чтобы он содержал образцы речевого поведения ,способствовал формированию внимания к речи, а так же актуализировал имеющиеся у детей речевые средства.

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Сидит зайка», «Кот и мыши», «Курочка-хохлаточка» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, по ознакомлению с окружающим миром. Подвижные игры проводятся ежедневно со всей группой.

Пальчиковая гимнастика включается в режим дня.

Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое», «Кто зубы не чистит».

Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям нравится показывать «театр в руке». На прогулке, после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается проговорить, что видели (дом, скворечник, кошку, собаку, дерево).

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки». Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов, а также коммуникативности.

Использование игровых технологий по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста вне занятий

 

 

 

 

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др.

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

- игры направленные на развитие мелкой моторики.

 

 

2.      Итоги тематического контроля речевого развития воспитанников.

На данный момент все больше детей не говорящих!

Основные задачи работы с неговорящими детьми:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения с взрослым.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию

 

3.      Профилактика речевых нарушений у детей.

В воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов, родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений? Среди последних можно выделить:

ухудшение экологической обстановки;

особенности региона по

йод

о

-

и

фторо-дефицитности

;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и многих фильмов.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:

создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;

заботу о сохранности его речевых органов;

создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.

1. Что рекомендуют специалисты?

Предупреждение ушибов головы.

Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.

Охрана артикуляционных органов:

предупреждение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

исключение случаев сосания пальца;

предупреждение  преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;

своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному

артикулированию

которых мешает короткая уздечка);

охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);

охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни  и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

2. В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?

Отсутствие речевых нарушений у окружающих ребенка людей.

Полное исключение случаев «

сюсюкания

» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.

Поощрение лепета ребенка мимикой радости.

Больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни. Читать книги по возрасту, затем обсуждать содержание.

Медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.

Развивать ощущения с использованием поверхностей – сухие, мокрые и т.д.

Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.

Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

Создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» по телефону, с животными, игрушками и пр.

Развитие чувства ритма способствует предупреждению невнятности реч

и(

учить двигаться в такт с музыкой; маршировать; утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением; игры на детских музыкальных инструментах – бубны, барабаны, погремушки; учить стишки с определенным ударением).

Развитие мелкой моторики рук. Очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастик

у(

самостоятельно одеваться; включать и выключать свет; собирать ягоды; сматывать нитки в клубок; гладить животных; игры с пальчиковым

бассейном-горох

, фасоль и т.д.; хлопать в ладоши – «Ладушки»; сочетать стихи с движениями – «Сорока»;

игры с бусинами, мелкими камешками, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, раскрашивание и т.д.).

Выполнение специальных несложных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек и

п

/я уздечки(мах открывать и закрывать рот; «Улыбочка»; «Трубочка»; Язычок сидит в домике – открыл окошко – выглянул

– спрятался – выглянул – посмотрел вправо-влево – вверх-вниз и т.д.; «Лошадка»

Использование простой дыхательной гимнастики, которая учит ребенка правильно дышат

ь(

дуть в дудочки, язычки; «Узнай овощ или фрукт»; сдуть с ладошки ватку, перышко).

Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает в себя восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки; узнавание природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей и т.д. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая

!(

в свободное время привлекать внимание:

«Слышишь, как идет, стучит, капает, шумит – дождь, ветер, едет машина, летит самолет и т.д.», «Угадай, что звучит», «Узнай, чей голос», «Узнай музыкальный инструмент»)

Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.

Если же условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить.

 

Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы создать более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.

 

4.      Деловая игра. Стимулирование речевой активности детей в детском саду. Формирование предпосылок связной речи у дошкольников

Цель. Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников.

Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи дошкольников.

Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей.

Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники:

- педагоги всех возрастных групп (24 человека);

Регламент: 1 час

Предварительная работа:

- изготовление дидактических пособий по развитию мышления и речи;

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

- проведение тематической проверки;

- проведение консультации  «Связная речь дошкольника».

Методическое обеспечение:

1. Методы активного обучения:

- дискуссия;    

- игровые;

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).

Реквизит:

- выставка литературы и дидактических пособий;

- ромашка;

- песочные часы;

- мультимедиа проектор с экраном

 

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап.

2. Содержательный этап.

3. Заключительный этап.

Ход деловой игры

 

Мотивационно – организационный этап.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.  

Дошкольник,  вступаю во взрослую жизнь,  не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.

Нам надо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры.

Содержательный этап.

 «Разминка».

Игра «Ассоциации».  Ведущий называет слово, каждый последующий участник называет слово по ассоциации.

 «Познавательная».

Капитаны команд  отрывают лепестки ромашки с номерами вопросов, команда обдумывает, дает ответ.

 Вопросы.

Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)

Назовите характерные особенности связной речи:   

содержательность

 (хорошее знание предмета, о котором говорится), 

точность

 (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); 

логичность 

(последовательное изложение мыслей),

 ясность 

(понятность для окружающих); 

правильность, чистота, богатство

 (разнообразие).

Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление  связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)

Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития  речевой  и познавательной активности? (Игра.)

Назовите основную функцию связной речи? (

коммуникативная

)

В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)

 «Теоретическая»

Капитаны команд выбирают по одному цветку. На каждом лепестке вопрос, ответ на зеленом листике. Необходимо подобрать к вопросу ответ.

команда.

Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий  (НАВЫК)

Непосредственное общение двух или нескольких человек? (ДИАЛОГ)

Вид речи, полностью или частично не связанный   с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте (МОНОЛОГ).

Форма речи характерная  для старших дошкольников? (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ)

 Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).

Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала (РАССКАЗ).

команда.

Назовите отличие  диалогической  речи  

от

 монологической? (НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ, БЫСТРОТА ВЫСКАЗЫВАНИЯ)

Для какой формы связной речи характерно: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. (МОНОЛОГ).

Для какой формы связной речи характерно: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. (ДИАЛОГ).

Процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия – это… (МОТИВАЦИЯ).

Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний (БЕСЕДА).

Перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. (МЕТАФОРА).

«Дискуссионная».

На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста.

Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.

1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

-    Достаточно занятий по  речевому развитию и грамоте.

- Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все  образовательные области:  «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд».

2. Ваша позиция по отношению к детям  в НОД:

Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?

3. Какие методические приемы  необходимо использовать  для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей  в  речевой деятельности:

-  Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;

- Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги);

-  Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность  воспитанников.

4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…

• Последовательность изложения в соответствии с планом

• Выделение и повторение главной мысли, идеи

• Достоверность, убедительность сообщаемого факта

• Простота и доступность речи воспитателя

• Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу

• Краткость рассказа педагога

-Так ли это?

5. Обучение образной речи начинается с …. .

- Рассказывания по воображению.

- Придумывания загадок.

- Создания сравнений, придумывания загадок, составления метафор.

«Эрудиты»

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по  речевому развитию.

Педагогические технологии развития связной речи

- мнемотехника

- моделирование

- беседа

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание  по пейзажной картине

- творческий рассказ

- рассказ о будущих играх

- рассказывание по памяти

- составление сравнений

- составление загадок

- составление метафор

«Доказательная»

Капитаны команд выбирают конверт с заданием. Необходимо выбрать правильное утверждение.

 1 команда.

 3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Выберите правильное утверждение:

1) в повествовании передается информация о действиях и событиях

2) к описательному типу речи ставится вопрос "какой? "

3) в описании содержится размышление по поводу какой-либо проблемы (рассуждение)

2 команда.

 3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Выберите правильное утверждение:

1) рассуждение обычно начинается с обозначения действующих лиц и места событий (повествование)

2) конец описательного текста показывает результат того, что произошло (повествование)

3) к тексту-рассуждению ставятся вопросы "почему? ", "так ли это? "

«Игровая»

1.Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2.Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

3.Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной

сказке «Теремок». («Рукавичка».)

4.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

5.Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

6.Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

7.Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8.Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

9. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

10 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?(О мышонке.)

11.  Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

12.  Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

13. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

14.В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

15.Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

16.В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)

17.Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

18.Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи».)

19.Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

20.Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)

21.Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

22.Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

23.Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)

24.Из какого произведения эти строки и кто их автор?

Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий... (А. С. Пушкин «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».)

25.Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

26.Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

27.В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

28.Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

29.В какой сказке и кто прятал траву под периной? («Мороз Иванович».)

30.Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?

- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)

31.В какой русской народной сказке лиса выступает положительной героиней и за хорошее дело ей в конце дарят белую курицу? («Снегурушка и лиса».)

32.В какой сказке девушка превратила птиц в людей, используя для этого крапиву? («Дикие лебеди».)

33.Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

34.Как звался серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов, спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой? (Кот-воркот, Котофей Котофеевич.)

35.В какой сказке народов Севера мать превратилась в птицу из-за непослушных детей? («Кукушка».)

  «Ярмарка педагогических идей» (Презентация дидактических пособий)

В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить   дидактическое пособие по  речевому развитию  детей.  

Презентация должна проходить по следующему плану:

- Для какого возраста предназначено данное пособие.

             -  Какие цели оно преследует.

Заключительный этап.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

 

5.      Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата.

Картотеки речевых игр:

- на развитие слухового внимания

- на развитие речевого слуха

- на развитие фонематического слуха

-на развитие физиологического дыхания

- на развитие речевого дыхания

-на развитие голоса.

Для развития речи у детей в свободной деятельности мною разработан речевой уголок «Совунья-говорунья», в который включены разнообразные пособия и игры.

  

 

В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками (с этим материалом познакомимся поближе):

Пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).

Игры по развитию связной речи (

мнемотаблицы

по временам года, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)

Пособия для развития дыхани

я(

игра «

Дуйбол

», игра «Весёлые фрукты, »разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.).

Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;

чистоговорки

, стихи,

потешки

, скороговорки).

Игра «Куб-говорун» - кубик с

кармашками

в которые вставляются карточки и картинки разной тематики.

 

В работе по развитию речи я выделяю следующие этапы:

 - диагностика речевого развития;

 - создание предметно-развивающей среды в группе;

 - использование игровых технологий в развитии всех сторон речи;

- интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной,  художественно-эстетической направленности;

- взаимодействие с родителями.

В свое практике я использую игровые технологии по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.

Для того, чтобы был положительный результат, для повышения эффективности работы необходимо учесть следующие условия:

ü проводить работу по развитию речи систематически начиная с младшей группы детей дошкольного возраста.

ü создавать ситуации, требующие речевых высказываний.

ü создать речевую среду, дающую детям образцы речи.

ü использовать разнообразные игры и игровые технологии, которые очень нравятся детям.

ü проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей.

Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x