Игры и упражнения "Пальчики-помощники" | Байкова Елена Ивановна. Работа №233744
Автор: Байкова Елена Ивановна
В статье представлен план по развитию у детей младшей группы мелкой моторики рук.
Упражнения и игры по развитию мелкой моторики для детей младшей группы
«Пальчики-помощники»
г.Дубна
Упражнения и игры по развитию мелкой моторики «Пальчики-помощники»
месяц
недели
тематика
игры и упражнения
СЕНТЯБРЬ
1 и 2 —диагностика.
упражнения с мелкими предметами. массаж пальцев рук, и т.д.
3
Наш детский сад
1.раскрашивание контурных изображений знакомых по группе игрушек
2.сжимание игрушек-пищалок
3.пальчиковая гимнастика «В детский сад идти пора»
4.мозайка «Ровные дорожки»
5. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги
6. «Найди и положи рядом такой же» (разложить геометрические фигуры по цвету и форме)
7. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги
8.Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков
4
игрушки
1. «Собери пирамидку»
2. «Мячи для котят» (лепка из пластилина)
3. «Что спряталось в комочке?» (Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек)
4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар,кирпич, кубик)
5. «Определи на ощупь» ( «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?)
6. «Матрешки разбежались» (собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
ОКТЯБРЬ
1
осень
1.игра-массаж «Дождик»-ударяем пальчиками одной руки по другой
2.пальчиковая игра «Дождик, лей»
3.игры с прищепками «Колючки для ежа», «Цветные капельки»
4.упр. «Дождик из губки» -набирание и отжим воды из поролоновой губки
5.упр. «Собери листочки в корзинку»
6.Катание между ладонями палочек
2
овощи
1. упр. «Собираем урожай» (лепка разноцветных шариков из пластилина)
«Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей )
2 п/упражнение «Мы капусту солим»
3. упр. «Строим забор» из счетных палочек
4. игра« Положи вторую половинку» (разрезные картинки)
5. игра«Чудесный мешочек» (овощи и фрукты определить на ощупь)
6. игра «Сушка овощей» ( двойные трафареты развесить на веревке)
3
фрукты
1. упр. «Собираем урожай» (лепка разноцветных шариков из пластилина)
«Что это?» (называние похожих на шарики по цвету фруктов)
2. упр. «Строим забор» из счетных палочек ( закрепление знаний о цвете)
3. п/игра«Бежит ежик по дорожке »
4. упр. «Разложи картинки по линии»
5. игра« Ящик ощущений» (овощи и фрукты определить на ощупь)
6. игра «Сушим фрукты» (трафареты развесить на веревке на прищепки)
4
труд взрослых на полях и огородах
1.игра «Сделаем заготовки» (раскладывание изображений в контурные банки)
2.упр. « Ежик пробежал» ( прокатывание мягкого мяча с колючками между ладоней)
3.игра «Соберем яблоки в корзины»
4.«Разложи по своим местам» (в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, грабли)
5. «Покатай, покатай» (катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками)
6.упр. «Разложи по мисочкам» ( мягкий изюм и твердые семечки)
НОЯБРЬ
1
посуда
1.п/игра «Не шипите, вы ,кастрюли»
2.пересыпание ложкой крупы из одной мисочки в другую.
3.переливание воды из стакана в стакан
4.игра «Ящик ощущений» (предметы посуды)
5.п/игра «тарелка для Валеры»
6.упр. «Цветные мисочки»
2
продукты питания
1.упр. «Разберем фасоль, горох»
2.упр. «Сложи по образцу» (разрезные картинки: конфета, торт, булочка)
3.упр. «Угадай, что спряталось»-разглаживание скомканных листов
4.упр. «Спрячь конфетку в фантик»
5.игра «Сложи продукты в корзинку» (муляжи)
6.упр. «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)
3
одежда и обувь осенью
1. п/игра «Большие ножки»
2. упр.«Застегни одежду» (на пуговицы, липучки, молнии)
3. упр. «Помоги развесить одежду» (двойные и одинарные трафареты одежды, одинарные прикрепляют прищепками).
4. упр.«Подбери разложи пуговицы по цвету в коробочки ».
5. упр. «Умные шнурки» (учить вкладывать шнурок в дырочку)
6. игра«Собери пару» ( в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета)
4
труд взрослых в детском саду
1.упр.«Что это?» (Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями инструментов)
2.игра «Разложи, что для кого»(для повара, няни, медсестры)
3.упр. «Помощники» (раскладывание цветных крышек)
4. упр.«Намотаем нитки на катушки»
5.упр. «Украсим фартук» (раскладываем геометрические фигуры)
6.упр. «Ловкие пальчики» (упр. на шнуровку)
ДЕКАБРЬ
1
зима
1.упр. «Снегопад в лес.» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты)
2. упр. «Лепим снежки большие и маленькие» ( сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями)
3. упр.«Снеговик» ( сминаем бумагу в комочки)
4. упр. «Снежинка» (выкладывание из счетных палочек по образцу)
5. упр. «В лесу родилась елочка» (обвести трафарет)
6. игра «Выложи дорожки для снеговика» ( выкладывание на пластилиновом фоне бусинок белого цвета)
2
домашние животные
1. упр. «Корм для лошадка» (разрывание бумаги на полосы)
2. игра «Найди на ощупь» (резиновые игрушки)
3. п/игры «Кошка», «Лошадка», «Собака»
4. игра «Собери точно» (собрать картинку из трех частей: голова, туловище,
лапы)
5. упр. « следы на песке» (рисуем на песке пальчиками)
6. упр. «Нарисуем шубку для собачки» (наносим штрихи на контурное изображение)
3
детеныши домашних животных
1.упр. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» ( разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами животных)
2. упр. «Накормим теленка» (путем отщипывания от листа)
3. упр. «Клубок для котенка» (рисование по кругу от центра, не отрывая карандаш)
4. игра «Найди на ощупь маму» (резиновые игрушки)
5. Игру «Нарисуй дорожку от мамы к сыночку» (соединяем карандашной линией)
6. игра«Сухой бассейн» ( найти фигурки животных на ощупь в коробке с
горохом)
4
готовимся к новому году
1.упр. «Обведи и раскрась новогодние игрушку»
2.игра «Украсим новогоднюю елку» (аппликация –раскладывание)
3.п/игра «Пальчики сцепляются, елка получается»
4.мозайка «Бусы на елку» (выкладывание рядов по образцу)
5.п/игра «Скатаем шар» (имитация движений)
6.упр. «Кто быстрее соберет бусы на елку» (нанизывание бусин на проволоку, шнур)
ЯНВАРЬ
1.2 -каникулы
3
национальная кухня
1. упр.«Подбери разложи фигуры по цвету в коробочки»
2. игра «Найди на ощупь» ( игрушки – имитации: пирожки, печенье и т.д.)
3. п/игра «Мама нам печет блины»
4. упр. «Наливаем чай» ( переливание из стакана в стакан)
5. п/игра «Пальчик, пальчик, где ты был?»
6. упр. «Слепим лепешки для кукол» (лепка из глины)
4
одежда и обувь
зимой
1. п/игра « Выйдем на прогулку»
2. упр.«Застегни одежду» (на пуговицы, липучки, молнии)
3. упр. «Помоги развесить одежду» (двойные и одинарные трафареты одежды, одинарные прикрепляют прищепками).
4. упр.«Подбери разложи пуговицы по цвету в коробочки »
5. упр. «Умные шнурки» (учить вкладывать шнурок в дырочку)
6. игра«Собери пару» ( в коробке 4 варежек и 4 сапожка одного цвета)
ФЕВРАЛЬ
1 и 2
дикие животные и их детеныши
1. упр. «Выложи медведя из геометрических фигур по образцу» (блоки Дьеныша)
2. игра «Подарок для белочки» ( собрать в мешочки орехи, муляжи фруктов, овощи , затем определять на ощупь
3.игра «Кто это?» (Определить крупные трафареты животных из наждачной бумаги
на ощупь, где «мама», где «детеныш»)
4. «Ежи и ежата» (втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
5.п/игра «Волк и лиса»
3
мебель
1. игра «Собери комнату» (наложить на контур соответствующий трафарет)
2. игра «Что купила мама?» (Найти предметы мебели в «сухом бассейне»)
3.п/игра «Стол». «Стул»
4.упр. «Выложи из палочек по контуру» (кровать, шкаф)
5.игры с карандашом
6.игра«Кто лучше приберется?» (Собрать и расставить мебель, разложить ковры)
4
Дом, семья
1. «Кто это?» (Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу)
2. п/игра «Этот пальчик дедушка»
3. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
4. «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке и шнуровать ботинки».
5. п/игра «На полянке дом стоит ».
6. «Кто пришел?» (Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
МАРТ
1
весна
1. упр. «Следы от капели» (на манке пальчиками ставим точки)
2. упр. «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка)
3. упр. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» ( разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями)
4. упр. « Тают сосульки» (набирание и отжим воды из поролоновой губки)
5. упр.Проведи кораблик по ручейку» (мелкой игрушкой по лабиринту)
6.п/игра «Солнышко в окошке»
2
мамин день
1.упр. «Это сделали мы сами, а теперь подарим маме» (раскрашивание картинки
2.п/игра «Наши руки золотые, мы помощники такие»
3.игра «Собери ромашку» (из частей)
4.п/игра «Мама готовит обед» (имитация движений по словесной инструкции)
5.упр. «Подбери цветы в букет по цвету»
6.упр. « Нарисуем прическу» (рисование штрихами волос на контурном изображении )
3
птицы Башкортостана
1.упр.«Птицы собираются в стаи» ( «рассадить» ,развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты)
2.упр.« Ворона или воробей? » (Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги)
3.упр. «Угощение для птиц» (сортировка семян)
4.упр.«Насыплем семян в кормушку» (рисуем карандашом точки внутри контура)
5. упр. «Птичьи следы» (рисуем на песке следы)
6. п/игра «Птенчики в гнезде»
4
домашние птицы
1. упр.«Где детки?» ( соединяем карандашной линией)
2. упр.«Угощение для птиц» (сортировка семян)
3.игра «Кто спрятался под листочком?» (Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какой птицы находится под листиком)
4.п/игры «Гусь», «Петушок»
5. упр.«Насыплем семян в кормушку»(рисуем карандашом точки внутри контура)
6.упр. «Приготовим корм» (отрывание маленьких кусочков от листа бумаги)
АРПЕЛЬ
1
транспорт
1. упр. «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины, самолета, поезда
2. игра«Грузим камушки на грузовик» ( камушки рассыпаны по ковру)
3. упр. «Проехала машина» (рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины)
4. п/игра «Поезд»
5.пристеривание колес к изображению машины
6. упр. «Железная дорога « из счетных палочек
2
магазин продуктов
1.упр. «Раскрась, что купил»
2. игра «Сложи продукты в корзинку» (муляжи)
3.упр. «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)
4.игра «Разложи на полках» (раскладывание картинок на полосках)
5.игра«Оторви чек» (отрываем клочки бумаги от полоски)
3
профессии
1. упр.«Построим дом из кубиков по рисунку».
2. «Витаминный завод» (лепим «витамины» из пластилина
и складываем в коробочки )
3. упр. «Рассортируй фасоль по цвету»
4. упр «Собрать машинку из геометрических фигур»(блоки Дьеныша)
5.игра«Оторви чек» (отрываем клочки бумаги от полоски)
4
1
Мой город
цветы
1. упр.«Построим дом из кубиков по рисунку».
2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур»(блоки Дьеныша)
3. «Кто на улице живет?» (Найти фигурки в «сухом» бассейне)
4. п/ игра «Дом с трубой»
5. упр.«разложи окошки по этажам» (раскладывание квадратов по линиям)
1. Коллективная работа «Весенний луг» ( небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон)
2. упр.«Каждому цветочку — свое место» закрыть контуры различных цветов нужными цветочками, взятыми из коробки.
3.упр.«Красивый одуванчик» ( втыкание спичек в пластилиновый комочек)
4. игра «Собери ромашку» (из частей)
5.п/игра « Посади цветок на полянку» ( в прорези треугольной подставки )
6.упр. «Подбери цветы в букет по цвету»
7.п/ игра « Спал цветок…»
2
деревья
1. «Каждому листочку — свое место» (закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки)
2. игра «Посади котенка» (по словесной инструкции на дерево, под дерево и т.д.
3.игра «Разложи листочки по группам» (по образцу)
4.п/игра «Деревья и ветерок»
5. упр. «Елочка и березка из палочек» (выкладывание)
6.игра «Соберем урожай яблок»
3
Мир вокруг нас
1. шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.
2.п/ирга «Утро-вечер»
3.упр «Радуга- дуга» (выкладывание из цветных полосок)
4.п/игра «Дождик , лей»
5. п/игра « Посади цветок на полянку» ( в прорези треугольной подставки )
4
Мы выросли
1. игра «Посади котенка» (по словесной инструкции на дерево, под дерево и т.д.
2. упр.«Подбери разложи фигуры по цвету в коробочки »
3. упр. «Умные шнурки» (учить вкладывать шнурок в дырочку)
4. игра «Кто это?» (Определить крупные трафареты животных из наждачной бумаги
5. игры с карандашом (см. картотеку)
6. упр. «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)