«Игры, развивающие толерантность у детей дошкольного возраста» | Офицерова Любовь Анатольевна. Работа №235067
Автор: Офицерова Любовь Анатольевна
В дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача толерантных игр – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Крепыш»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБДОУ «Крепыш»)
«Игры,
развивающие толерантность
у детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ «Крепыш»
Офицерова Л.
«Имена»
Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»
«Узнай, про кого расскажу»
Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.
«Похвали себя»
Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:
- Легко ли было хвалить себя?
- Кого вам легче хвалить, себя или других?
- Кто вас хвалит?
- Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
- Вы любите хвалить других?
«Моя улица»
1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц.
2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
«Домино»
Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.
Вопросы для обсуждения:
- что нового узнали друг о друге;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
«Все мы разные»
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.
«Все мы похожи»
Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...
«Фисташки»
Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.
Ход игры: Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):
- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?
- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?
- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?
- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?
«Я тоже»
Цели: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;
- осознать уникальность других;
- создать атмосферу открытости и доверия.
Ход игры: Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.
Обсуждение:
- хорошо ли быть особенным?
- каждый ли человек особенный. Почему?
- что делает нас особенными?
«Большие и маленькие»
Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)
Цели: развить навыки невербальной коммуникации;
- помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;
- создать веселую атмосферу;
Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать
- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».
- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.
- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.
- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.
Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.
«А я считаю»...
Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений;
- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
Ход игры: Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):
- Лучше играть в футбол, чем кататься на коньках.
- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.
- Весна лучше осени.
- Самый классный мультик — «Маша и медведь».
- Самое прекрасное домашнее животное — кошка.
Обсуждение:
Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
«Надо договориться»
Цели: развлечь группу;
- сконцентрировать внимание участников;
- осознать ценность сотрудничества;
- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
- сплотить группу.
Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:
- как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось?
- как удалось досчитать до десяти?
- чему нас учит эта игра?
«Кого я боюсь?»
Цели: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;
- придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;
- вербальная разрядка страха
Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.
Ход игры: Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.
- Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.
- Покажите группе «шляпу страхов».
- Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.
- Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.
· испытывает ли он тоже этот страх?
· почему у человека может появиться такой страх?
· надо ли этого бояться?
· если нет, то почему?
· что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?
Обсуждение.
- почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?
- может быть, кто-нибудь боится нас?
- всегда ли эти страхи оправданы?
- могут ли различия быть пугающими?
- как научиться не бояться различий?
Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.
«Почему мне нравится мой характер»
Цели: формировать представление о своём характере, его чертах;
- принимать и любить себя, быть толерантным к себе;
- поддерживать положительную самооценку;
- воспитывать чувство уверенности в себе.
Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.
«Сделаем по кругу друг другу подарок»
Цель: развитие у детей чувствование друг друга, понимание настроение другого.
Ход игры: Ведущий дает задание каждому сделать подарок своему соседу справа, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный «Подарите тот подарок. который, по твоему мнению. сейчас особенно ему нужен, подарок можно описать словами или показать жестами.
«Отгадай»
Цель: научить работать в команде, внимательно слушать друг друга.
Ход игры: Дети делятся на три команды. Одна отходит в сторону и договаривается, какой предмет они взяли с собой в путешествие, затем возвращается и говорит:
«В поезд взяли мы предмет.
Угадаете иль нет?
Хором вы не говорите,
лучше вы у нас спросите».
Команды по очереди начинают задавать наводящие вопросы:
- Какого размера этот предмет?
- Какой формы этот предмет?
- Какого цвета этот предмет? И т. д.
Отгадавшая предмет команда становится водящей
«Путешествие»
Цель: научить договариваться, подчинять свои желания общим интересам.
Ход игры: Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие! Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.
«Школа общения»
Цель: развивать навыки культурного общения
Ход игры: Беседа:
-Когда люди улыбаются?
-Какие бывают улыбки?
Попробуйте их показать, дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне.
Нарисуй улыбающегося человека
-Улыбающийся человек, какой он?
«Ласковые имена»
Цель: установление положительного контакта между детьми
Ход игры: Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»
Примечание. В игре можно использовать какой-нибудь предмет, передавая его соседу, ребенок называет того ласковым именем.
«Паровозик»
Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Ход игры: Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Ведущий – «паровозик». Он обходит всех и под звучание песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…» «прицепляет» вагончики к поезду. (В качестве сигнала для «сцепки» паровозика и вагончика можно использовать кивок головы, протягивая руки, поклон и т. д.)
«Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
«Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Воспитатель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
Ход игры: Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали