«ИГРЫ С ПЕСКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

Автор: Ержикова Екатерина Сергеевна

«ИГРЫ С ПЕСКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Чем младше ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке. Многое зависит от особенностей его нервной системы. Малыши не владеют еще речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для того проявления эмоций нет. Ребенок капризничает, временно нарушается сон, пропадает аппетит, – все это проходит через две-три недели, а порой затягивается и месяцами, но каждый воспитатель стремится сократить сроки адаптации до минимума. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено, где мог бы проявлять творческую активность. Игры и упражнения «песочной терапии» Психолог (и воспитатели младших групп) могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие. Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи: 1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. 2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. 3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. 4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. 5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! При подготовке и проведении адаптационных игр-занятий педагог-психолог придерживается следующих рекомендаций: 1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства. 2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка. 3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается. 4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка. 5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.) На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком. Л. Б. Дерягина («Лепим куличики, пускаем кораблики») предлагает следующие игры: Песочные человечки Смешные человечки В песочнице живут И без горячей печки Куличики пекут Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие! Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь играть в песочницу, можно сказать ребенку «Мы идем в гости к песочным человечкам» или «Мы идем играть с песочными человечками». Песочные часы Знают часики у нас, Что нам делать каждый час: «Динь, динь, динь! Пора вставать!» «Тик-тик-так! Пора гулять!» «Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом! Спи скорее сладким сном!» А бывают точные Часики песочные» Вам понадобятся две ворони – большая и маленькая. Их можно сделать своими руками из пластиковых бутылок. Воронки разного размера позволяют объяснить ребенку, почему из одной воронки песок высыпается быстрее, чем из другой. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их – из одной песок иже высыпался, а из другой все еще сыпется. Пусть малыш попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками. Игрушки-потеряшки Где ж у нас игрушки Куклы да зверюшки? Зайка с мишкой на полу, Кукла новая в углу, Яркий мячик под столом, А матрешки под окном! Мы еще не наигрались, А игрушки разбежались! Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке. Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую нужно вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.) Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз. Мышонок Ночь на дворе, Мышонок в норе. Норка в песке, Дверь на замке. Ночь позади, Мышонок, выходи! При словах «Ночь на дворе, мышонок в норе» - ребенок засовывает руку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке - потихонечку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться ее («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка – «Ночь позади, мышонок, выходи!». Отряхните с ладошки ребенка остатки песка – «Вот он, мышонок!» Матрёшки У хорошеньких матрёшек Сарафанчики в горошек, Бусы разноцветные, Издали приметные. Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камеш¬ки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками. Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба. "Я пеку, пеку, пеку". Ребёнок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол. Козлик Строим горы из песка, Над горами облака. Скачет козлик по горам: Тут и там, тут и там! Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно де¬лать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «коз¬лика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наобо¬рот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — на¬учиться определять, какие горки высокие, а какие низкие. Речка и ручеёк Вот большая река — Широка, глубока, А вот малый ручеёк — Не широк, не глубок. Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игруше¬чные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораб¬лик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребён¬ком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины. Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятия¬ми, как «высокий—низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный— короткий». Тигр в клетке У тигра страшные клыки И когти очень велики, Но не боятся тигра детки... А потому что тигр в клетке! Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тон¬кие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечно¬го тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или ши¬шек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк. Поварёнок Ну-ка, повар, наш дружок, Испеки нам пирожок! Для мишки-топтыжки — Медовые коврижки, Для белочки-вертушки — Сладкие ватрушки. А для ребятишек — Пончиков да пышек! Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать фор¬мочки. Железная дорога Удивляются верблюды: Что за диво, что за чудо? Мчится поезд по пескам — Кто-то едет в гости к нам! Это северный олень, Белый мишка и тюлень. День в пустыне очень жаркий — Привезли они подарки: Пять коробочек снежков Да сосулек пять мешков, Эскимо отличное, Сладкое, клубничное, Для маленьких тушканчиков — Вафельных стаканчиков. Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рель¬сы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рель¬сов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или ма¬шинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной до-роги» воткните в песок веточки («деревья»). Следы на песке Кто оставил на песочке Эти разные следочки? Может, это был зайчишка? Может, котик пробегал? Ну а, может, воробьишка С мышкой польку танцевал? Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желатель¬но, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотри¬те, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дори¬совать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по кон¬туру палочки. Стадион Вот идёт футбольный матч, Высоко взлетает мяч. Гол забит! Ура, ура! Продолжается игра. Устройте в вашей песочнице маленький «стадион». Чтобы слепить «футболь¬ные ворота», сначала сделайте из мокрого песка заборчик. Зажмите песок ладо¬нями так, чтобы получилась невысокая стеночка. Теперь сделайте «ворота» в виде буквы «П». Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый или пластмассовый шарик. Можно поиграть и в «волейбол». Слепите длинную стен¬ку. По обе стороны от неё расставьте «игроков» — мелкие игрушки. Перебрасы¬вайте шарик через песочную стенку, стараясь не повредить её. Шарик для «во-лейбола» можно сделать из фольги. Песочный праздник Отмечает детвора — день рожденья! Лепим с самого утра Песочное печенье, Торт песочный для затей Ярко украшаем И в песочницу детей В гости приглашаем. Устройте с малышом праздник для песочных человечков. Теперь все ваши умения вы можете применить для того, чтобы сделать «торт». Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цве¬тами и веточками. Пригласите на праздник знакомых малышей с родителями, ба¬бушками и дедушками. Можно устроить соревнования: кто быстрее сделает «торт», у кого получится самый большой «торт», кто за определённое время сделает самую высокую горку или стенку из песка, кто вылепит больше всех куличиков и т. д.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x