ИКТ на уроках литературы в среднем звене. ☼
Автор: Сутормина Людмила Викторовна
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Но при удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
XXI век – век информационных технологий. Нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Образование не осталось в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Это важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и литературе. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.
За несколько лет преподавания я поняла, что одна из серьезнейших проблем сегодняшнего образования – резкое падение интереса учащихся к литературе и, как следствие, снижение культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Целью моей деятельности является повышение качества обучения литературе через использование ИКТ.
Задачи:
1. Повышение интереса учащихся к изучению литературы.
2. Обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях.
3. Содействовать творческому развитию каждого ученика.
4. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Я работаю по следующим направлениям:
– использование готовых программных продуктов;
– работа с программами MS Office, презентации, тесты, виртуальные экскурсии;
– видеофильмы;
– работа с ресурсами Интернет.
Основные направления использования компьютерных технологий: 1) изложение нового материала – визуализация знаний; 2) закрепление изложенного материала; 3) система контроля и проверки; 4) самостоятельная работа учащихся; 5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов. 6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. На своих уроках я пользуюсь готовыми программными продуктами: дисками «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия русской литературы», «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия», аудио-учебники, фонохрестоматии, DYD диски серии « Помощь школе». Они содержат теоретический и практический материал (некоторые уроки сопровождаются дикторским текстом), есть вопросы для закрепления, задачи к уроку, тренажеры, тексты.
Уроки содержат разнообразный интересный материал, который учитель может использовать по своему усмотрению, и совсем не обязательно в той форме, в которой он дан. Но необходимо самому учителю внимательно изучить содержание этих уроков.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе. Можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а также организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждение просмотренного фильма.
Также использование ИКТ на уроке связано с музыкой. Тексты многих песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворений известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной.
И все же одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентаций.
Основная функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Такая форма работы позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Наиболее часто презентации используются на уроках изучении биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока заочной экскурсии. Кроме этого, презентации я использую как на уроках-викторинах, так и в ходе проведения литературных гостиных. Для литературной гостиной важна определенная атмосфера на уроке, поэтому презентация может содержать музыкальные композиции и видеофрагменты. Я часто использую презентации и на традиционных уроках.
Обычно такие работы содержат иллюстрации, фотографии театральных постановок, отрывки из фильмов.
Не первый год я занимаюсь основами исследовательской и проектной работы. Начиная с 5 класса, учащиеся с удовольствием включаются в эту работу.
В начале своего пути работы, в основном я готовила материалы к уроку, создавала презентации, видеоролики. Но сейчас учащиеся с удовольствием занимаются этой работой. Вот некоторые виды уроков, к которым ученики готовятся с использованием средств сети Интернет:
1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, анализ на произведение, творчество поэта или писателя определенного литературного направления.
2. Создание мультимедийной презентации, видеороликов.
3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
5. Создание докладов и рефератов по теме, написание сочинений.
Характерной особенностью этих работ является то, что они помогают развивать навыки, которые необходимы не только при изучении гуманитарных предметов:
– навык отбора материалов по теме;
– навык сравнительно-сопоставительного анализа;
– навык группировки материала;
– навык презентации материала.
В чем же я вижу эффективность использования ИКТ на уроках:
1. Реализуются новые цели образования:
– организация самостоятельной продуктивной деятельности;
– формирование информационной грамотности и компетентности;
– индивидуализация процесса;
– ценностно-смысловое определение учащихся.
2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет:
– расширения возможностей доступа к образовательной информации;
– совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
– формирования умения самостоятельно приобретать знания;
– визуализации представленной информации;
– ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
– развития творческого потенциала учащихся;
– незамедлительной обратной связи;
– одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.
3. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.
Трудности при проведении уроков с применением ИКТ:
Только при новейших технических средствах, хорошей технической базе в школе, оснащенности каждого кабинета дает возможность эффективного обучения.
Многие педагоги из-за трудоемкости работы, из-за слабого владения ПК не хотят использовать ИКТ на уроках.
Мало конкретных рекомендаций по построению уроков с использованием ИКТ.
Не у всех детей есть возможность работы с компьютером помимо уроков информатики. А если и есть дома компьютеры, то они бывают с разными возможностями. Часто приходится сталкиваться с проблемой отсутствия пишущего сидерома или какой-то программы, не говоря уже о сканерах, принтерах, электронной почте или выходе в Internet.
Конечно, нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование ИКТ должно быть разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания. Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Список литературы:
1. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат и др. – М.: Академия, 2000.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. –
М., 1994
4. Учительская газета. Спецвыпуск «ИКТ в образовании». – 2006. – № 21.
5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – М., 1995. – № 6.