«Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования».

Автор: Ермакова Наталья Евгеньевна

«Индивидуализация обучения

как средство повышения качества образования».

 

      На сегодняшний день проблема индивидуализации учебного процесса приобрела особую значимость, поскольку с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития творческих и индивидуальных способностей учащихся, повышение успеваемости каждого ученика, активного саморазвития, углубления знаний, расширения учебных возможностей.

    Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ, которые, опираясь на возрастные возможности школьников, содержат перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач.

   Индивидуализация – новый подход к образованию, процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. 

   Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие задания, индивидуальное обучение, программированные, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.

   Результаты: индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специфических способностей школьников; оптимизация учебного процесса, особенно применительно к способным и одаренным учащимся ( творческая деятельность, сочетание классной и внеклассной работы); представление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование мотивации достижения, уверенности в своих возможностях, собственной позиции в учебной деятельности; формирование адекватной самооценки учащихся; учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые.

  Основной задачей индивидуализации обучения является обеспечение максимально возможной глубины и овладения материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, сохранение, формирование  и дальнейшее развитие индивидуальности, умственной самостоятельности,  воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых как участников учебного процесса, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную деятельность.  

   Цель индивидуализация обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности школьника, его способностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости; улучшение мотивации учения и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

    Условия успешной индивидуализации обучения: помощь учителя ученикам на пути их собственного развития; опора на уровни самостоятельности учащихся.

   Индивидуализация в реальной практике относительна, с наполняемостью учебных групп до 25–30 учеников осуществить индивидуализацию обучения в полном масштабе, т.е. учесть индивидуальные особенности каждого ученика, невозможно. Поэтому, как приближение к индивидуализации можно рассматривать  сельские школы с малой накаляемостью учащихся в классах.

       Учителю легче осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений.  Личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга.

   Практическую направленность учебной деятельности учащихся     (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);

нравственное, патриотическое воспитание  школьника в процессе общественно -  значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.

    Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.

   В малокомплектной школе  уровень образования не отличается от школ, имеющих статус полных школ. Школа в маленькой деревне - это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения.  Педагоги  школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

     В заключение отметим, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степе­ни разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.

 

Несколько простых советов.

1.       Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похва­лить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам ин­тересно с ним.

3. Давайте каждому ребенку возможность сделать свое ма­ленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

5. Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.

6. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

7.Вместо отметок - главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) - можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачет - незачет».

8.Помните, что ошибка одного может породить мысль другoго. Не пугайтесь детских ошибок.

9.       Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому
всегда можно и нужно найти разумное обоснование.

10.Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.

11.Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

12.Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказыва­ний детей.

13.Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обоб­щений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избе­жать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

                      

Библиографический список.

 

1. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – №7. – С. 18.

2. Границкая А.С. Научиться думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991. – 172 с

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Т. 1. – М.: Большая  Российская энциклопедия, 2003.

4. Педагогическая энциклопедия / Под ред.А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: Сов. энциклопедия, 1964. – С. 543.

5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 183 с.

 

6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 315 с.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x