Статья Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребёнком. Автор: Резник Мария Андреевна

Автор: Резник Мария Андреевна
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. 

Данная Программа имеет цель: создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1.       Совершенствовать произвольность и самоконтроль;

2.       Способствовать развитию внимания и воображения;

3.       Формировать согласованность действий;

4.       Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;

5.       Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.


Автор: Резник Мария Андреевна
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребёнком
Психологическая характеристика ребёнка
Мальчик требует к себе повышенного внимания. На контакт со взрослыми идёт неохотно. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. Часто балуется, отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. Не всегда умеет управлять своим поведением. Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребёнком желательно проводить индивидуальные развивающие занятия. Занятия нужно проводить примерно в течение двух-трёх месяцев по одному занятию в неделю по 15-20 минут каждое, всего 10 занятий.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребёнок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Необходимость введения данной программы обусловлена наблюдениями воспитателей, моими наблюдениями за ребёнком и на основании проведенного анкетирования педагогом-психологом.
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
По данной программе рекомендуется работать индивидуально с ребёнком.
В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
Данная Программа имеет цель: создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
Способствовать развитию внимания и воображения;
Формировать согласованность действий;
Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.
Методические приёмы, используемые в программе:
Игры на развитие внимания, воображения
Игры и задания, направленные на развитие произвольности
Дыхательные упражнения
Релаксационные методы
Обсуждение различных чувств
Рисование.
Структура занятия:
В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:
1. Для развития произвольности;
2. Для развития внимания и памяти;
3. Для развития моторики и координации движений;
4. Для преодоления застенчивости;
5. Для активизации подкорковых структур мозга;
6. На нормализацию мышечного тонуса.
Тематический план занятий

Задачи
Формы работы
Методич. обеспечение
1
Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
1 Игра “Да” и “Нет” не говори.
2. Игра “Что исчезло?”.
3. “Бирюльки”.
4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.
5. Дыхание с задержкой на вдохе.
6. Упражнение “Снеговик”.
10 игрушек, мелкие игрушки или спички
2
Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.
Игра “Летает, не летает”.
Игра “Что изменилось?”.
“Хождение по линии”.
Упражнение “Зайка испугался”.
Дыхательное упражнение.
Упражнение “Дерево”.
Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч
3
Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Съедобное, не съедобное”.
“Внимание – рисуй”.
Упражнение “Перекрестные хлопки”.
Пантомима “Петушки”.
Упражнение на дыхание.
Упражнение “Пальчики”.
Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.
4
Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Запретное движение”.
Игра “Слушай хлопки”.
Упражнение” Робот”.
“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”
Упражнение на дыхание.
Упражнение на расслабление “Пальчики”.
Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.
5
Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Запретное слово”.
“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.
Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.
Упражнение “Вкусная конфета”.
Упражнение на дыхание.
Упражнение на расслабление “Снеговик”.
Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.
6
Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Да” и “Нет” не говори.
Игра “Запомни и повтори движения”.
“Бирюльки”.
Упражнение “Незнайка”.
Дыхание с задержкой на вдохе.
Упражнение “Снеговик”.
Спички или мелкие игрушки
7
Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Летает, не летает”.
“Корректурная проба”.
Упражнение “Перекрестные хлопки”.
Упражнение “Зайка испугался”.
Дыхательное упражнение.
Упражнение “Пальчики”.
Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч
8
Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Съедобное, не съедобное”.
“Лабиринты”.
Упражнение “Хождение по линии”.
Упражнение “Запомни и повтори движения”.
Упражнение на дыхание.
Упражнение “Лодочка”.
Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.
9
Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Запретное движение”.
Упражнение “Соедини по порядку”.
Упражнение” Робот”.
“Злой волк”
Упражнение на дыхание.
Упражнение на расслабление “Дерево”.
Бланки с точками – 3–4 шт.
10
Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Игра “Раз-два-три-говори!”.
“Запомни и повтори движение”.
Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.
Упражнение “Незнайка”.
Упражнение на дыхание.
Упражнение на расслабление “Снеговик”.
Мольберт, мел, два кубика.
ЗАНЯТИЕ 1
1. “Да” и “нет” не говори.
Психолог говорит:
- Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”.
Психолог задает ребёнку следующие вопросы:
- Ты сейчас дома?
- Тебе 5 лет?
- Ты учишься в школе?
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Кошки умеют лаять?
- Яблоки растут на елке?
- Сейчас ночь? И т. п.
2. “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”.
3. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;
4. “Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.
5. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.
6. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.
ЗАНЯТИЕ 2
1. “Летает - не летает”
Психолог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
(Психолог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).
2. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.
3. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.
4. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.
5. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “Вниз”.
6. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x